Я как катехизатор часто слышу вопрос: «Если Бог есть любовь, как утверждает христианство, и Его милосердие не знает границ, то почему Он создал ад и вечные муки?»
Ответ уже дал Сам Христос в беседе с Никодимом. Он сказал: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму нежели свет».
Как это понять? Мне самому помог один фантастический фильм. Сюжет такой: солнце стало угасать. И человечество отправляет экипаж в космос искать решение проблемы. И вот, они летят.
Один из членов экипажа стоит на капитанском мостике и смотрит через защитное стекло корабля на Солнце. И просит бортовой компьютер снизить ультрафиолетовую защиту, чтобы лучше увидеть яркость угасающего светила. Система предупреждает его об опасности получить ожог глазной сетчатки, но он, надев солнечные очки, просит все же увеличить яркость. И тут буквально все пространство вспыхивает ослепительным светом, да так, что сам герой пятится назад от силы света и жара. Сцена очень зрелищно снята и производит сильное впечатление.
Здесь мне видится некая параллель. Библия описывает Бога как неприступный свет. Многие святые сравнивают Бога с Солнцем, сияющим любовью и святостью. Он может, как согреть того, кто стремится к правде и святости и готов сам наполниться этим светом, так и опалить тех, кто идет путем беззакония и греха в сторону тьмы.
Эту мысль мы встречаем у основателя монашества преподобного Антоний Великого. И вот что он говорит: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним». Иначе говоря, Бог не отправляет кого-либо в ад на вечные мучения.
Согласно православному учению, вечные муки и ад существуют не для людей, а для падших духов. Однако, люди, совершая те или иные поступки, сами себя отдаляют или приближают к Свету Божьему. Человек выбирает, идти к свету или отворачиваться. Им свет невыносим, они возлюбили тьму, ибо дела их темны.
«Так что, сказать: Бог отвращается от злых, — подводит итог преподобный Антоний, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.