Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 14-23
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. На вопрос о том, чего они больше всего боятся, люди в своём большинстве ответили бы просто: смерти. Но могут ли так отвечать христиане? И может ли что-то быть страшнее смерти? Прикровенно Христос даёт ответ на этот вопрос в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В сегодняшнем чтении Спаситель предупреждает учеников о грядущих последних временах. Он описывает осквернение храма или даже самой жизни, которое наступает так стремительно, что тем, кто находится в поле, нельзя даже обернуться забрать одежду. Возможно, это только образ, но так или иначе эти слова говорят о том, что в какой-то момент нормы, которыми наполнена жизнь общества, начнут буквально рассыпаться на глазах. Скорбь тех дней будет такой страшной, что, по словам Христа, подобной ей не было от создания мира. Мы несколько привыкли к этим словам, но разве они не вызывают недоумения? Ведь если вспомнить историю всемирного потопа, может показаться, что страшнее не было просто ничего. Ведь речь не о скорби, но о смерти. Смерти массовой и неотвратимой практически для всех. Но что делать? Между своим восприятием и словами Спасителя мы, естественно, выбираем Его свидетельство и нам остаётся только понять, почему это так? Чем скорбь последних дней может быть страшнее того же потопа или огненного дождя, погубившего Содом и Гоморру?
Ответ, очевидно, кроется в том, что Христос не считает смерть чем-то окончательным для людей, ведь таковыми он считает Воскресение и последний Суд. И если скорбь будет связана с запустением и осквернением святыни, значит, христиане будут поставлены перед мучительным выбором между верностью Учителю и гонениями, с одной стороны, и предательством веры и выживанием, с другой. Последняя перспектива страшнее смерти именно потому, что она повлияет не на временное бытие человека, но на вечное. Нам бывает страшно не то что умереть, но даже пострадать, однако на самом деле страшнее выбрать зло и осквернить святыню образа Божьего, которая и делает нас по-настоящему людьми.
С чем же будет связана скорбь последних дней нашего мира? Задумываясь над этим, верующие делают акцент на физических страданиях. Мы часто можем услышать разговоры о притеснениях и гонениях на христиан, которые постепенно усиливаются и будто бы к концу света станут практически невыносимыми. Всё это так и очень похоже, что притеснения христиан действительно будут очень серьёзными. При этом важно помнить, что не менее, а, может быть, и более опасными оказываются страдания и притеснения нравственного и духовного характера. Когда человек знает, как должен поступить, ему бывает легче перенести даже страдание, потому что он по совести уверен, что его дело осмысленно и оправданно, и по-другому поступить он не может. Но в тот момент, когда он потеряет нравственные ориентиры, когда самые разные проповедники будут говорить о том, что знают пути спасения, и люди не будут знать, кому верить, — наступит скорбь духовная, от которой невозможно будет укрыться во тишине собственной души — потому что эта скорбь и так будет внутри.
Но что же делать? Что может защитить от того, о чём говорит Спаситель? Если мы будем внимательны к Его словам, ответ станет очевидным: победа над этой скорбью кроется в надежде на Бога и в памяти о Его любви к нам. Скорби предстоит быть, но ради тех, кто будет верен, — Господь сократит эти дни. И даже в этой скорби Он будет помнить о нас и заботиться о нашем спасении.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов