Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская практика духовной жизни знает самые различные традиции. Одним из ярких примеров одновременного существования нескольких практик можно считать монашескую и мирскую практики христианской жизни. Очевидно, что, скажем, монашеский подход к молитве и аскетическому деланию значительно более строгий, чем то, что Церковь предписывает в качестве нормы мирянам. Однако при всех различиях, христианские духовные практики имеют явные общие черты, одна из таких черт — это необходимость ежесекундной готовности предстать пред Богом. Таковая необходимость напрямую вытекает из Евангелия, в частности, из притчи о десяти девах, которую содержит в себе 25-я глава Евангелия от Матфея. Эта притча звучит сегодня во время богослужения в православных храмах, давайте её послушаем.
Взяв в качестве основы для притчи традиционную еврейскую брачную церемонию, Христос применил ситуацию ожидания жениха к ситуации ожидания Своего Второго Пришествия. Ни день, ни час Его Пришествия нам не известны, и известны быть не могут. Мы знаем лишь о самом факте будущего Христова Пришествия. Об этом факте знали и первые христиане, но они были уверены, что Христос придёт во славе в самое ближайшее время, именно по этой причине Древняя Церковь далеко не сразу озаботилась созданием земной церковной структуры, а также устройством собственных храмов. Первоначально же христиане вовсе не собирались задерживаться в этим мире надолго, они полагали, что Спаситель придёт со дня на день, а потому необходимо думать только о Горнем и не впадать в беспечность.
Однако Христос медлит, точно так же, как медлил жених из прозвучавшей только что притчи. Это обстоятельство производит на многих христиан точно такое же действие, как и медлительность жениха — мы склонны полагать, что это прекрасная возможность немного расслабиться, что можно в духовном смысле задремать и уснуть.
Христова притча очень оптимистична, она говорит, что лишь половина дев впали в это состояние, другая же половина оставалась бодрой и ни на секунду не переставала ждать жениха. Реальность же совсем иная: мы знаем, что в нашей стране христиан, которые хотя бы один раз в год приступают к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых, едва ли наберётся больше трёх процентов от числа всех крещёных. Но и среди этих трёх процентов нет той половины, которая пребывает в непрестанной бодрости. Более того, многие из нас и вовсе уверены, что слова о Втором Пришествии — это нечто устаревшее и даже ошибочное. Есть среди нас и те, кто страшится встречи со Христом, понимая, что эта встреча уничтожит столь привычный и такой уютный мир существования без Христа.
Притча предупреждает нас, что отсутствие духовной бодрости может привести к отчуждению от Бога, что если жить вне постоянного памятования о Христе, то мы и в вечности рискуем остаться вне общения с Ним. Это страшно, потому как если мы не будем с Ним, то с кем же мы будем?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов