Несть числа благотворителям Российской империи 19-ого столетия. Но совсем немного тех, кто занимая посты мэров, оставили по себе добрую память. Их дела служат примером того, как должно управлять городами. Именно таким человеком был градоначальник Одессы – Григорий Маразли.
Про него говорили: «Одесса у Маразли в крови». Истинная правда - Григорий Григорьевич родился в этом прекрасном городе. Его отец был коммерсантом, приехавшим из Греции и сколотившим состояние на поставках в Европу зерна. Как ни странно, Маразли-старший не хотел, чтобы сын пошёл по его стопам. Мальчика воспитывали настоящим аристократом. Григорий учился в лучшем лицее города. Отлично стрелял, фехтовал, рисовал и танцевал. Юношей прожил несколько лет в Париже. А вернувшись в Одессу поступил на государственную службу.
Отец не был от этого в восторге. И уж тем более не вызвало у него восторга решение сына заняться предпринимательством. Но Григорий Иванович повздыхал и признал поражение, рассудив, что гены взяли своё. Он ещё больше убедился в этом, когда сын занялся благотворительностью. Маразли-старший был известным филантропом. Но едва ли он сделал даже десятую часть того, что сумел сделать его наследник. Особенно, когда его избрали городским головой. На этой должности Григорий Григорьевич прослужил почти двадцать лет.
Его щедрость называли королевской. Правда и фундамент для неё был чрезвычайно крепким: отец завещал сыну 12 миллионов золотом. Преумножив своё наследство, Маразли буквально преобразил Одессу.
При нём город получил электрическое освещение и конно-железную дорогу. По инициативе и при поддержке Маразли на месте сгоревшего театра был построен новый – Оперный - гордость Одессы. Этот театр до сих пор считается вторым в мире по красоте. Один из самых благоустроенных в стране парков для прогулок и отдыха – Александровский, тот, что раскинулся над морем, тоже разбили на средства Маразли. Он вложился в создание грязевых лечебниц на одесских лиманах, открывал больницы, народные училища и школы, строил церкви, приюты для младенцев и дома престарелых.
Маразли купил за сто тысяч рублей дворец в центре города и подарил его Одессе, как здание для будущего музея изобразительных искусств. Музей стал одним из самых интересных в России. В Одессе всегда были проблемы с чистой питьевой водой. До Маразли никто и не пытался решать их кардинально. Григорий Григорьевич создал первую в стране бактериологическую станцию. Больше город мог не бояться эпидемий чумы и холеры.
Чтобы профинансировать задуманные проекты, Маразли продавал личное имущество. Бывало целый год не получал жалованья, вкладывая его в очередное строительство. Он раздал примерно 12 процентов своего огромного состояния.
Кстати сказать, собственный дом миллионер Маразли купил только к старости, прослужив городским головой 17 лет. Благодарные одесситы, назвали его именем одну из самых красивых улиц. Так и получилсь, что одесский градоначальник стал единственным подданным Российской империи, чьё имя при жизни увековечили на карте города.
На гербЕ великого гражданина Одессы дворянина Маразли было написано: «Честь паче почести». Мало того, что Григорий Григорьевич всю жизнь следовал этому девизу, так ещё и о списке своих дел во славу города и на благо его жителей, сказал, что перечень слишком мал. И своим будущим преемникам завещал: такие же списки у каждого из них должны быть хоть на строчку, но длинее, чем у предшественника.
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».