«Не всё то золото, что блестит» - гласит старинная народная поговорка. Потомственный енисейский золотопромышленник Александр Алексеевич БалАндин знал об этом не понаслышке. Наследник огромных капиталов своего отца и деда – богатейших людей Сибири - он закончил физико-математический факультет Петербургского университета по специальности «геохимия», защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата естественных наук.
Выбор образования был, разумеется, не случайным. Следуя семейной традиции, Александр стал заниматься добычей и производством золота, и полученные знания позволили ему вывести фамильный бизнес на принципиально новый, современный уровень. Многие его коллеги до сих пор определяли потенциальное месторождение драгоценного металла по старинке: характЕрному блеску почвы. Но Александр знал: сверкающий камешек может оказаться обычной слюдой, а скромный на вид, серый комочек глины способен таить в себе чистое золото.
На такое вот скрытое золото – неброское, не стремящееся попасться на глаза и ослепить своим блеском, и всё-таки самое что ни на есть настоящее – была похожа и жизнь Александра Алексеевича Баландина. В Енисейске середины девятнадцатого века его знали не только как богатого и успешного предпринимателя, но и как человека, чуткого к судьбам тех, кто живёт в нужде, кому необходима помощь и сострадание. В историю города он вошёл как выдающий благотворитель.
Очень многое Александр Алексеевич сделал для развития в родном Енисейске науки и образования. Он долгое время был председателем Городского общества попечения начальных школ. На этом посту Баландин не только занимался организацией и контролем учебного процесса, но и оказывал финансовую поддержку. Обществу он подарил каменный дом и учредил из собственных средств стипендию для наиболее способных школьников.
Александр Алексеевич участвовал в открытии енисейской женской семиклассной гимназии. Причём, он не только пожертвовал крупную сумму на её содержание, но и вместе со своей супругой, Верой Арсеньевной Баландиной, преподавал в ней на общественных началах.
Вера Арсеньевна – женщина с высшим образованием, окончившая во Франции знаменитые ПастЕровские курсы, - помогала мужу в открытии бесплатных школ и за пределами Енисейска – в городах МинусИнске и Черногорске. Супруги Баландины не жалели средств на просвещение. Они пожертвовали пятьдесят тысяч рублей на строительство бесплатной народной читальни, открыли публичную библиотеку с книжным фондом в пять тысяч томов.
Александр Алексеевич никогда не отворачивался от чужой нужды. Он входил в правление Городского общества помощи бедным, активно участвовал в строительстве ночлежного дома в Енисейске. Благодаря его стараниям и щедрым денежным пожертвованиям, в Енисейской губернии открылась первая столовая для неимущих.
Александр Баландин был глубоко верующим человеком. Он не оставлял городские храмы без своего попечения, и несколько лет был старостой Градо-Енисейской Богоявленской церкви.
Современники вспоминали об Александре Алексеевиче Баландине как о честнейшем, добром, отзывчивом и очень скромном человеке, не любившем ничего показного. Самое богатое месторождение чистейшего золота скрывалось не на его рудниках и приисках, а в глубине отзывчивого и сострадательного сердца этого удивительного человека.
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам ». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Все выпуски программы Светлый вечер