
Апостол Павел. Мозаика
Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек, к сожалению, способен совершать страшные ошибки, руководствуясь, при этом, благими причинами. За примером далеко ходить не нужно. Когда в XVII веке английские колонисты начали заселять Северную Америку, они на основании Библии посчитали, что индейцев можно подвергнуть геноциду. Англичане решили, что индейцы — это аналог древних хананеев, против которых воевали ветхозаветные евреи. О национально-религиозном вопросе идёт речь в отрывке из второй и третьей глав послания апостола Павла к Эфесянам. Этот отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Конечно же, упомянутые в начале программы английские колонисты совершили трагическую ошибку. Те меры, которые применялись в эпоху Ветхого Завета, после Рождества Христова перестали действовать. Об этом, в частности, пишет апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к Эфесянам. Первоначальные читатели апостола были выходцами из языческой среды. А потому по определению презирались иудеями как люди, Богом отверженные. Но Павел воодушевляет эфесских христиан, говоря им о том, что древнее разделение человечества на народ избранный (евреев) и прочие народы благодаря Христу прекратило своё существование.
Спаситель, Которого принято именовать новым Адамом, духовно объединил разрозненное человечество. И теперь вместо многих народностей появился единый народ Божий — Церковь Христова, в которой нет уже ни эллина, ни иудея. Все люди, вне зависимости от своего происхождения, в Церкви получают возможность на равных служить Богу и ближнему. Павел пишет об этом не просто так. Дело в том, что в Эфесе вели миссионерскую деятельность иудейские проповедники. Они убеждали эфесских христиан (в прошлом язычников) в том, что те якобы являются людьми второго сорта. И хоть как-то улучшить положение позволит принятие традиций и обрядов Ветхого Завета.
Павел всячески отговаривал своих читателей от подобного шага, объясняя, что в корне аргументации упомянутых проповедников лежит не пастырская забота, а страсть властолюбия. Потому эфесским христианам нужно исполнять не устаревшие и ненужные обряды, а заповеди Евангелия о любви к Богу и ближнему. Не обрезание или правила кошерной пищи, а вера во Христа Спасителя, соединённая с деятельной любовью, позволит эфесянам стать частью Церкви как нового избранного народа Божия.
Нас же прозвучавшее чтение учит тому, что каждый человек рождается по воле Божией и является Его творением. А потому нет и не может быть никаких причин (даже основанных на тексте Библии) к тому, чтобы кого-то презирать или угнетать, исходя из мысли о превосходстве одного народа над другим. А ещё не нужно искусственно выстраивать параллели между священной историей и современными событиями. Особенно тогда, когда в основании данного стремления лежит не желание исполнить правду Господню, а достичь исключительно земной выгоды.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема