Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Цитадель» сформулировал по сей день очень актуальную проблему нашего общества: «Наступили времена, когда свободно стало не лучшему в человеке, а худшему — тому, чему потворствует толпа, а человеческое стало таять и таять. Но толпа не свободна, она никуда не стремится, в ней есть только тяжесть, и эта тяжесть придавливает её к земле. Толпа называет свободой свободу гнить и справедливостью — своё гниение».

В отрывке из Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — а это 16-я глава — мы услышим разъяснение, почему иначе и быть не может.

Глава 16.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Итак, Экзюпери с болью сердца свидетельствует, что человеческое в человеке — тает, распадается на глазах — под дружное улюлюканье толпы. Чтобы остановить эту деградацию, этот процесс «расчеловечивания» — должна появиться некая «точка сборки», находящаяся вне самого человека. Для христианина есть только одна такая точка — это Христос, Сын Божий, единственный камертон человечности. К Нему, как Его мы видим из евангельского повествования, устремляется и мысль, и чувство, и воля христианина — и только так можно противостоять этому «растеканию» человечности.

Эта воля собирать себя вокруг образа Христа — не «от ума», не от единократного усилия поднапрячься — чтобы дальше поехало-покатилось само. Духовная жизни христианина — это не работа экскаваторщика, который в считанные минуты может разворотить весь ландшафт — а больше похожа на заботливого огородника, который, не разгибая спины, с утра до вечера копошится на своих грядках и знает абсолютно точно, что и где и когда следует делать. И для такого труженика, действительно, мелочей не существует: он уже знает из опыта, к каким печальным последствиям приводит элементарная небрежность и разгильдяйство.

Воля христианина является производной от бесчисленного множества «маленьких воль», из которых-то и состоит сама ткань нашего бытия. Ежеминутно мы принимаем решения — куда именно направить нашу жизнь, на что потратить время, во что инвестировать наши внутренние силы. И определяющим наш выбор всегда оказывается — не разум, а сердечная привязанность, любовь, то самое «сокровище сердца», при мысли о котором душа успокаивается и отогревается.

И снова хочется вспомнить Экзюпери: «Любимый цветок — это в первую очередь отказ от всех остальных цветков. Иначе он не покажется самым прекрасным». То, к чему призывает нас сегодня Евангелие, — не побояться определиться с тем, что именно в нашей жизни и есть Предельная Красота, Предельное Благо, Предельная Мудрость — только которые и способны придать наполненность и смысл нашему бытию!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!