Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, кто в храме больше всего раздражает — порой очень и очень сильно — молящихся? За 2 тысячи лет ситуация не особо-то изменилась — и об этом — отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается во время богослужения в православных храмах.
Да, дети — они такие, в большинстве своём — раздражающие. Особенно, когда чужие. Казалось бы, мы приходим в храм, чтобы прикоснуться к святости, стать чище, открытее, добрее. Вырваться из плена мирского морока и страстей. Ожить, питая душу кислородом вечности. А тут — эти дети. Неугомонные. Ладно, были бы послушными и стояли в струнку с осознанием собственной греховности и непотребства — как мы с вами. А они, негодники, по храму, как по дому, разгуливают. То туда, то сюда. То свечку зажгут, то потушат. То снова зажгут. То уберут. А то и в самый напряжённый момент службы начнут в уголке хихикать. Тут Евхаристический канон начался, весь храм замер в благоговейном предстоянии совершающегося Таинства Тела и Крови Христовых — а этот ребёнок на скамейке развалился и — так сладко сопит — что аж зависть берёт...
Дети — очень яркие индикаторы того, что происходит в семье. Если родители — члены незарегистрированной секты «вседозволенцев» — то и в храме ребёнок будет наглеть, считать себя пупом мироздания и постоянно привлекать внимание окружающих. Ибо — только он — царь и бог для родителей. В семье, где родители учатся не удушающей любви, но настоящей, Христовой, в доброте, но и строгости — ребёнок будет знать границы дозволенного и всегда чутко соблюдать те договорённости, которые определили родители. И храм для него будет не местом непонятного сверхнапряжения — но пространством глубокой тишины и предстояния перед Таинственным и Добрым Богом — присутствие которого ребёнок ощущает как никто другой.
Можно провести очень простой мысленный эксперимент. Возьмите какую-нибудь самую яркую, самую вдохновляющую фотографию с большого церковного праздника — например, Пасхи или Рождества — и... «заминусуйте», вычтите из праздника всех детей. И как? Заметили, насколько всё сжалось, «подсушилось»? Конечно, радость всё равно осталась — но что-то очень важное улетучилось. Что? Детская непосредственность. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей — а прежде всего тотальной незащищённости перед злом — отражает проблески Божественного иначе, чем любой взрослый. Он — пока не сформировался аппарат критического мышления — просто транслирует вовне то, что видит, слышит, ощущает, переживает — не особо задумываясь, а что будет дальше. И эта, «ретранслированная» детской непосредственностью благодать, иногда для нас, взрослых, становится... укором: мы-то отпостились, намолились, накаялись — а в душе всё равно тоскливо. А эти негодники — непостившиеся, немолившиеся, некаявшиеся — как лампочки светятся! Ещё бы тут не раздражаться на них!
Как-то накануне Пасхи, в Великую Субботу, когда в наш храм обычно приходит много невоцерковлённых людей, мы предложили ученикам воскресной школы помочь. И вот я наблюдаю такую картину: наша ученица, лет восьми, с широко распахнутыми глазами, вдруг сама предлагает какому-то взрослому и растерянному мужчине — провести экскурсию по храму. Я мог только со стороны наблюдать — но это было потрясающе! Когда ребёнок, не пытаясь кого-то в чём-то переубедить, легко и доступно, по-детски, рассказывает о том, что находится в храме, зачем служба, что ещё происходит на приходе — а что самое главное, что всё это значит для него лично — надо быть очень сильно спрятавшимся от жизни в панцирь страха, чтобы пропустить это мимо ушей и не задуматься...
Так что не будем сердиться на «малых сих», которых Христос Спаситель призывает привечать в наших храмах — а лучше постараемся, чтобы в храме детей было побольше!