Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует такое предание, что, когда Господь одевает согрешивших Адама и Еву в кожаные одежды, Он не просто заботливо готовит их к скитаниям, но и учит приносить в жертву животных. То есть пролитие крови жертвенного животного во время ритуала — это установление древнее и, возможно, даже восходит к самому Творцу. Но зачем это было необходимо? Ведь в конце концов можно было обойтись приношением в дар Богу плодов земли. Зачем проливать кровь живых существ? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Кровь — это жизнь, самое ценное, что есть у каждого из нас. Поэтому издревле во многих культурах кровь имела символическое значение. Да и сейчас она остаётся для нас символом жизни. Поэтому Священное Писание даже говорит, что душа человека находится в его крови. Вытекает кровь — капля за каплей из человека выходит жизнь. Поэтому в ветхозаветной и современной иудейской традиции существует строгий запрет на употребление крови в пищу. Некоторые особо ревностные хранители закона Моисея до сих пор тщательно сцеживают кровь животных перед их приготовлением, а также не используют лекарства, которые сделаны на её основе. Логика здесь проста. Жизнь принадлежит Богу, а потому и кровь — это огромная святыня. Негоже быть потребителем жизни.
Но в одном случае именно кровь являлась важным инструментом, без которого не могли обойтись. И это случай, когда человек нарушал закон Божий, то есть грешил. Ведь любой грех, даже самый малый, вносит разлад в бытие, созданное Богом. Это рана на теле мироздания. Считалось, что именно кровь врачевала эту рану. Потому в Ветхом Завете сказано прямо: «Без пролития крови не бывает прощения грехов». Именно по этой причине в еврейской традиции проливали кровь тельцов и козлов. Это была заместительная жертва. Ведь если проливать кровь грешника, то человеческий род очень быстро бы закончился. Ведь грешим мы постоянно. Поэтому тяжесть человеческих проступков переносилась на животных. Согласно закону Моисееву, священники это делали каждый день. Так поддерживалась хрупкая гармония между Богом и Его народом. Так сохранялся духовный баланс. Закон напоминал человеку, что он грешен, и этот же закон давал ему способ загладить свой грех, проливая кровь животных.
Однако причина установления кровавых жертв не в этом. Все они — это намёк на центральную жертву. Кульминация человеческой истории — это Голгофа. Здесь на кресте Бог-Творец мира проливает Собственную кровь. Так Он раз и навсегда смывает грехи человека. И те, которые были совершены, и те, которые будут совершаться. Именно поэтому Христа называют жертвенным агнцем, то есть ягнёнком. Он — истинная заместительная жертва. Все кровавые жертвы, которые когда-либо приносились на земле, — предчувствия Голгофской тайны. Бог нас сотворил, дал нам свободную волю, мы согрешили, нарушили закон и внесли в мир разлад. Бог Сам пришёл, чтобы загладить наше преступление, восстановить гармонию мира. Дать шанс нам вернуться домой, к Небесному Отцу. И единственное, что от нас теперь требуется — принять эту жертву. В ответном движении отдать Богу самих себя. Начать жить по Евангелию. Чтобы кровь Христова была пролита не зря. И мы уже здесь на земле смогли стать участниками Его Небесного Царства.
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»
Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю литургию. После службы он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, митрополит удалился в свою келью. Когда помощники к нему пришли за распоряжениями, нашли владыку усопшим. Митрополит Иоанн Тобольский скончался в молитве, стоя на коленях перед Чернмговской иконой Божией Матери.
Со дня успения святителя и до сегодняшнего дня не прекращаются чудеса от его святых мощей. Сбылись слова архиерея, которые он говорил своей пастве:
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом, но паче да возвышается надеждою своею ко Всемогущему. И Он всё устроит к лучшему для нас».
Все выпуски программы Слова Святых
500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья
Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства и другие жизненно важные вещи. Ещё команда фонда приходит на выручку детским домам, интернатам для пожилых, православным храмам и благотворительным проектам из разных городов.
«Дорогие наши помощники, Христос Воскресе! Большое спасибо, что не оставляете нас без поддержки!» — написала на днях сотрудникам фонда Елена Химченко, старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества милосердия и руководитель штаба помощи беженцам в Белгороде. Ситуация в городе и области напряжённая. Не взирая на постоянные обстрелы, сёстры милосердия продолжают помогать нуждающимся — передавать еду и многое другое. В апреле фонд «Мои друзья» закупил и отправил в Белгород необходимые продукты. «Мы раздаём гуманитарные наборы людям, пострадавшим от боевых действий. Это и беженцы из Донбасса, и жители приграничья Белгородской области, — делится Елена Химченко. — Недавно к нам обратилась семья из села Козинка. Их дом сгорел, и у них не осталось ничего. Мы оказали им большую помощь. Таких людей очень много, поэтому важно продолжать творить добрые дела. Даже самая малая лепта возвращает им веру в людей и дарит надежду».
На сегодня благодаря трудам команды фонда «Мои друзья» и участию сотен людей со всей России продуктовую помощь в Белгороде получили 500 человек, подопечных сестричества милосердия. Если вы хотите участвовать в добрых делах фонда, переходите на сайт: моидрузья.орг и нажмите кнопку «Помочь сейчас». Также в разделе «Нужна помощь» вы сможете выбрать конкретный проект или человека, которого хотите поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов