1 Кор., 143 зач., IX, 19-27.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Про Олимпийские игры, их происхождение и древность знают все. Но не все знают, что Олимпийские игры были далеко не единственными мультиспортивными соревнованиями Древней Греции. Так, вторыми по популярности после Олимпийских были посвящённые Посейдону Истимийские игры, а проводились они в Коринфе один раз в два года. Известно, что состоялись эти игры и в 51-м году по Рождестве Христовом, как раз тогда, когда в Коринф прибыл апостол Павел. Город жил спортивным воодушевлением, и апостолу Павлу не оставалось ничего иного, как соотносить свою проповедь Евангелия с этим обстоятельством. О том, как апостол это сделал, мы можем узнать из 9-й главы Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Глава 9.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Участники и болельщики любых спортивных состязаний прекрасно знают, что для победы спортсмен, помимо надлежащей подготовки, должен учесть массу самых разных факторов: должен правильно оценить собственное самочувствие, правильно оценить соперников, особенности погоды, экипировки, места, в котором проходит состязания, и так далее. Оценив же всё это, спортсмен должен подстроиться под те обстоятельства, которые невозможно изменить. Конечный успех спортсмена во многом зависит от того, удастся ли ему должным образом отреагировать на всю совокупность внешних и внутренних факторов.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда сравнивал себя самого с бегуном, вместе с этим он написал, что для него значение имело не только участие в состязание, под которым, конечно же, необходимо понимать евангельскую проповедь, для апостола существенно важной была победа, то есть успех проповеди. Ради этой цели он постоянно адаптировал свои слова под особенности аудитории, или, как о том написал сам Павел, он «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Такой подход не был специфически павловым, точно так же, как мы знаем из Евангелия, поступал и Христос, точно так же должны поступать и мы тогда, когда обращаемся к кому-либо со словами евангельского благовестия. Но, к сожалению, поступать подобным образом получается далеко не всегда и не у всех. Причина кроется в том, что с течением времени христианская проповедь обрела ту форму, выход за пределы которой нам зачастую кажется чем-то немыслимым, а потому мы склонны произносить довольно стандартные слова без какой-либо их адаптации к особенностям конкретной аудитории или же конкретного человека. Возможно, именно по этой причине мы остаёмся не услышанными, а Евангелие не становится руководящим началом в жизни наших современников. Возможно, всем нам стоит внимательнее изучить в высшей степени успешный опыт апостола Павла и внести некоторые корректировки в евангельскую проповедь, к которой, как известно, призваны не только священнослужители, но и вообще все христиане.
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о судьбе участника Первой мировой войны, одного из самых спорных военачальников Гражданской войны атамана Бориса Анненкова: каким его видели современники и каким он остался в памяти потомков.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Иркутск. Святитель Иннокентий (Кульчицкий)
Город Иркутск был основан в середине семнадцатого века, а в 1727 году стал центром православной епархии. Возглавил её епископ Иннокентий (Кульчицкий). Дворянин по происхождению, он окончил Киевскую духовную академию, в молодые годы принял монашеский постриг. В сорок лет стал архипастырем и вскоре получил назначение в Сибирь. Это был суровый край, населённый языческими народами. Именно о них, коренных жителях севера, заботился в первую очередь владыка. Он открыл школу, где обучение велось не только на русском, но и на монгольском языке, распространённом среди местных жителей. Преподаватели — русские монахи-миссионеры, жили впроголодь. Епископ Иннокентий наравне со всеми ловил рыбу, чтобы прокормиться, шил одежду и обувь. Он часто объезжал свою епархию с проповедями, невзирая на суровый климат. Вдохновлённые владыкой, язычники принимали крещение целыми селениями. Новообращённые христиане горько плакали, когда архипастырь умер в 1731 году. Через тридцать три года мощи святителя Иннокентия обрели нетленными. Сейчас они хранятся в Знаменском монастыре Иркутска.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM