Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что крещение может быть очень разным? Не в том смысле, что разное у православных, католиков и протестантов, а что крещение как особое ритуальное действие может быть и не связано со Христом? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте послушаем отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах во время богослужения.

Глава 3.

01 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

02 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

03 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

04 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

05 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

06 и узрит всякая плоть спасение Божие.

07 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

09 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10 И спрашивал его народ: что же нам делать?

11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-

16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Итак, перед нами Евангелист Лука подробно описывает, что собой представляло «Иоанново Крещение»: это был обряд, вполне традиционный и понятный современникам Христа. Погружение в воду с целью смытия, снятия не только физической, но и духовной, невидимой нечистоты, один из древнейших ритуалов, он в той или иной мере присутствует практически в любой религии. Крупнейший религиовед 20-го века Мирча Элиаде так объясняет особую значимость воды для религиозного очищения: «в воде всё "растворяется", всякая "форма" разрушается, всякое прошлое упраздняется; ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется после погружения в воду, никакое очертание, никакой̆ "знак", никакое "событие". В человеческом плане погружение эквивалентно смерти, а в космическом — катастрофе, потопу, периодически растворяющему мир в водах первобытного Океана». Обратим внимание — «прошлое упраздняется», смываются любые отпечатки, следы грехов, проступков, нарушений заповедей и любая прочая душевная нечистота.

Но такое погружение, а само слово «крещение» и есть «погружение», само тоже является определённым знаком, мы слышим, что Иоанн крестит «в покаяние»: сам ритуал является своего рода «печатью» раскаяния, радикальной перемены образа мысли и жизни.

С точки зрения иудеев, любой грех тотчас подвергает человека опасности нелицеприятного Суда Божьего, который может произойти в любой момент. «Крещение покаяния», совершавшееся единократно, способно отвести карающий Суд Божий от грешника дав возможность начать всё сначала, с чистого листа. Именно этот смысл «обнуления» былого был очень понятен тем, кто приходил к Иоанну Крестителю: они хотели и были готовы, простите этот компьютерный образ, к полной перезагрузке своей жизни, с уничтожением накопившихся ошибок и прочего сопутствующего мусора. Из такого контекста становится понятным и кажущиеся поначалу странные вопросы от тех, кого крестил Иоанн, а что дальше? А что нам делать? А как теперь жить? В очень простых и главное, вполне реализуемых нравственных установках, Иоанн Креститель давал чёткие ориентиры, следуя которым люди обретали способность слышать и понимать то, о чём будет говорить грядущий Мессия — Христос Спаситель.

Иоанново крещение, в отличие от крещения во Христа, не избавляло от греховности как таковой, но расчищало пространство для веры в Иисуса и готовности принять Его как Мессию. Это и было исполнение пророчества Исаии о «подготовке пути Господу» и «исправлении дороги перед Ним». Если продолжить компьютерную аналогию, то «крещение покаяния» не уничтожало «вирусы греха», а всего лишь отправляло их «на карантин», в то время как крещение во Христа дочиста сносило всё то, что в любой момент могло просочиться из «карантина» и активизировать былой греховный образ жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!