
Янни Ролански
Недавно один мой знакомый прочитал книгу об истории человечества с точки зрения эволюционной биологии, ну или по-простому — о том, что все мы произошли от обезьяны, а Иисус был просто хорошим человеком, не более того. Дальше этот мой знакомый начал выкладывать в соцсети разные цитаты из этой книги как непреложные истины.
Порой, человеку достаточно прочитать заумную книгу, чтобы он почувствовал, что теперь ему все в этом мире понятно. И все тайны мироздания теперь открыты.
Я тогда написала этому человеку, что он транслирует однобокий взгляд.
У нас завязался диалог. Именно диалог, а не спор. Потому, что каждому человеку нужно самому прийти к истине. Моя вера — это мой опыт. Это — моя личная встреча с Иисусом Христом.
Не просто Митрополит Антоний Сурожский так много пишет о личной встрече. Потому, что именно это событие определяет весь наш путь. Вера, которая держится на чужом опыте, — это как домик из соломы, который построил поросенок Ниф-Ниф. И мы все помним, что из этого вышло.
Так вот, я не стала переубеждать своего друга. Я подарила ему книгу Честертона «Вечный человек». Эта книга видится мне как некий антипод современной научно-популярной литературе. Именно ее Клайв Льюис назвал лучшей современной апологетикой.
Кстати, эта книга была очень важной для Льюиса на пути его обращения. Ведь он до 32 лет был атеистом. И еще год ему понадобился, чтобы не просто признать существование Бога, но и сказать, что Иисус Христос есть Сын Божий.
Многим Честертон знаком как автор детективного романа, потому что читали истории про отца Брауна. Но с Честертоном апологетом тоже обязательно стоит познакомиться поближе, потому что в своих работах он повествует о сущности христианства и духовности.
Книга «Вечный человек» — очень сильная. Она показывает нам величие творения через простоту образов и исторические зарисовки.
В первой части автор размышляет «О СУЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ЗОВЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»
А во второй «О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ЗОВЕТСЯ ХРИСТОМ»
Сама я впервые познакомилась с этим творением Честертона, когда купила Рождественский сборник рассказов. В книге был отрывок из «Вечного человека», он назывался «Бог в пещере». Этот текст тогда произвел на меня невероятное впечатление. Помню это было накануне Рождества, я сидела в кафе, пила чай и чуть не утонула в той глубине, на которую Честертон меня повел.
Короткий отрывок, всего пару страниц. Но я вдруг увидела то, что раньше никогда не замечала. Словно мне показали историю Рождества в 5д формате. Она вдруг стала еще объемнее. Так много деталей, которые я прежде не замечала! Так тонко!
Мой друг был очень благодарен за подарок — за книгу Честертона.
И это была не показная благодарность. Ведь каждому человеку важно, чтобы его почувствовали. А мне, похоже удалось понять, что ему интересно, что он читает. Он читает книги, потому что ищет ответы. И я могу рассказать ему о Боге на том языке, который будет ему ближе всего.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица