Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра Русская Православная Церковь будет праздновать Христово Рождество, однако Рождество — это не тот праздник, к которому можно приблизиться без специальной подготовки, подготовка должна включать в себя как молитвенную, так и интеллектуальную стороны. Сегодня церковный Устав не дозволяет совершать божественную литургию, вместо неё мы совершаем чинопоследование так называемых Царских часов, которое насыщено специально подобранными чтениями из Священного Писания, одно из этих чтений взято из 2-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.
Как известно, апостол и евангелист Лука был историком, и потому для него большое значение имела хронология, он старался соблюсти её в передаче евангельских событий, указание на исторические рамки событий Рождества Христова мы видим и в его рассказе о пришествии в мир Воплощённого Бога: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2). Это указание евангелиста имеет двоякое значение: во-первых, с его помощью мы можем понять, когда именно родился Спаситель, а во-вторых, мы можем пойти по пути тех толкователей Евангелия, которые предпочитали видеть в этом указании не физический, а духовный смысл. Одним из таких толкователей был святитель Амвросий Медиоланский. Комментируя Евангелие от Луки, он написал так: «Начиная говорить о рождении Спасителя, мы не считаем излишним исследовать время Его рождения. Мы упоминаем о мирской переписи при рассказе о рождении Господа затем, чтобы и тут увидеть божественную тайну: рассказывается о мирской переписи, а подразумевается духовный смотр, — не для земного, а для небесного Царя». Раскрывая свою мысль, святитель Амвросий пояснил, что эта перепись имела значение для грядущей Церкви Христовой, что именно Бог был её инициатором, потому что Господня, а не кесарева, «земля и наполнение её, вселенная и все обитающие в ней» (Пс. 23:1). Святитель Амвросий увидел в переписи кесаря Августа символический «осмотр войска», то есть осмотр тех людей, которым было суждено стать современниками Христа, тех, кто должен был самым непосредственным и деятельным образом откликнуться на Его проповедь.
Само Рождество Христово тоже сопровождалось проповедью, правда ещё не Христовой, а проповедью ангелов, её адресатами стали те пастухи, которые пасли свои стада недалеко от места Христова Рождества, и эти же люди стали первыми проводниками вести о Пришествии в мир Спасителя. Мы никогда не сможем узнать, в какой степени их проповедь была успешной, но это и не имеет особого значения, интереснее и важнее другое: в какой степени весть о Христовом Рождестве коснулась нас? Ощутили ли мы в своих сердцах радость ангельского благовестия, а если нет, то, что стало причиной? Возможно, что всё дело в нашем рассеянном различными житейскими забота внимании, и мы попросту не в состоянии войти в радость пребывания с Богом. Если так, то пусть Всемилостивый Господь всем нам подаст силу веры, надежды и любви, чтобы хотя бы на краткий миг мы смогли опытно познать тихую спасительную радость Христова Рождества и через это войти своими именами в ту духовную перепись, которую, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, Бог провёл руками кесаря Августа.