Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых непростых тем, затрагиваемых Священным Писанием, заключается в раскрытии соотношения усилий человека и действий Бога в деле нашего спасения. Если же обратить внимание на те высказывания по этому вопросу, которые содержатся в апостольских посланиях, то мы рискуем совершенно запутаться. К примеру, в Соборном послании апостола Иакова мы находим такие слова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 4:13), ну а в Послании апостола Павла в Галатам такие: «Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса» (Гал. 2:16). Но это, конечно, далеко не все подобные места Священного Писания, нечто похожее мы можем найти и в Евангелиях. К примеру, в 10-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время литургии.
Прозвучавшая сейчас евангельская история прекрасно известна любому христианину, невозможно, читая Евангелие, пройти мимо неё, ведь она встречается сразу у трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Само по себе столь частое её повторение свидетельствует о крайней важности этой истории. В ней мы видим как раз то, о чём написал апостол Павел в Послании к Галатам: раскрытие вопроса соотнесения наших человеческих усилий и действий Божиих. Мы видим некоего человека, который ни в чём не согрешил против закона, он абсолютно всё делал правильно, однако он не нашёл в себе сил сделать то, что превосходило норму закона, он не смог отдать всё и последовать за Христом, и это свидетельствует о недостатке веры у пришедшего к Спасителю человека. Поэтому мы можем сделать первый вывод: жизнь по закону вовсе не подразумевает наличие живой и деятельной веры, тем более что в израильском обществе как-то иначе, чем по закону, жить было довольно непросто, потому как закон Моисея был и общественным законом. Собственно, нечто подобное мы видим и в современном Израиле, к примеру, там среди прочего в субботу перестаёт работать общественный транспорт, и даже тот, кто не считает для себя необходимым соблюдать субботний покой, вынужден претерпевать некоторые ограничения своей повседневной активности. Конечно, в Израиле эпохи земной жизни Христа подобные ограничения были значительно строже, а потому и соблюдение закона строилось, как правило, не на вере, а на общественном договоре.
Но то, что повелел богатому человеку сделать Христос, выходило за очерченные законом рамки, и требовало веры, которой не оказалось у этого человека. Апостолы очень чутко уловили возникшую коллизию, а потому и «ужаснулись от слов Спасителя» (Мк. 10:24), апостолы поняли, что речь здесь идёт не о конкретных делах закона и не о частном требовании Христа, вопрос стоит значительно шире, и слова Христа означают, что не существует перечня тех действий, тщательное исполнение которых помогло бы человеку обрести жизнь вечную. Никакими усилиями человека сделать это не представляется возможным. Об этом сказал и сам Христос: «Человекам это невозможно» (Мк. 10:27). Но Господь продолжил Свои слова и добавил: «но не Богу, ибо всё возможно Богу». Спасает человека Бог, и делает Он это не в качестве награды за правильную сумму действий, Он это делает потому, что не желает человеку погибели, но Бог не нарушает свободы человеческой воли, и если человек сам хочет погибнуть, то Бог может оказаться бессильным. Все наши благие дела — это всего лишь проявления воли к спасению, это своего рода воззвание к Богу о том, чтобы Он пришёл и спас нас, и, проявляя свою волю таким образом, мы открываем путь для спасительного действия Божия.