Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Одна из самых непростых тем, затрагиваемых Священным Писанием, заключается в раскрытии соотношения усилий человека и действий Бога в деле нашего спасения. Если же обратить внимание на те высказывания по этому вопросу, которые содержатся в апостольских посланиях, то мы рискуем совершенно запутаться. К примеру, в Соборном послании апостола Иакова мы находим такие слова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 4:13), ну а в Послании апостола Павла в Галатам такие: «Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса» (Гал. 2:16). Но это, конечно, далеко не все подобные места Священного Писания, нечто похожее мы можем найти и в Евангелиях. К примеру, в 10-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время литургии.

Глава 10.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Прозвучавшая сейчас евангельская история прекрасно известна любому христианину, невозможно, читая Евангелие, пройти мимо неё, ведь она встречается сразу у трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Само по себе столь частое её повторение свидетельствует о крайней важности этой истории. В ней мы видим как раз то, о чём написал апостол Павел в Послании к Галатам: раскрытие вопроса соотнесения наших человеческих усилий и действий Божиих. Мы видим некоего человека, который ни в чём не согрешил против закона, он абсолютно всё делал правильно, однако он не нашёл в себе сил сделать то, что превосходило норму закона, он не смог отдать всё и последовать за Христом, и это свидетельствует о недостатке веры у пришедшего к Спасителю человека. Поэтому мы можем сделать первый вывод: жизнь по закону вовсе не подразумевает наличие живой и деятельной веры, тем более что в израильском обществе как-то иначе, чем по закону, жить было довольно непросто, потому как закон Моисея был и общественным законом. Собственно, нечто подобное мы видим и в современном Израиле, к примеру, там среди прочего в субботу перестаёт работать общественный транспорт, и даже тот, кто не считает для себя необходимым соблюдать субботний покой, вынужден претерпевать некоторые ограничения своей повседневной активности. Конечно, в Израиле эпохи земной жизни Христа подобные ограничения были значительно строже, а потому и соблюдение закона строилось, как правило, не на вере, а на общественном договоре.

Но то, что повелел богатому человеку сделать Христос, выходило за очерченные законом рамки, и требовало веры, которой не оказалось у этого человека. Апостолы очень чутко уловили возникшую коллизию, а потому и «ужаснулись от слов Спасителя» (Мк. 10:24), апостолы поняли, что речь здесь идёт не о конкретных делах закона и не о частном требовании Христа, вопрос стоит значительно шире, и слова Христа означают, что не существует перечня тех действий, тщательное исполнение которых помогло бы человеку обрести жизнь вечную. Никакими усилиями человека сделать это не представляется возможным. Об этом сказал и сам Христос: «Человекам это невозможно» (Мк. 10:27). Но Господь продолжил Свои слова и добавил: «но не Богу, ибо всё возможно Богу». Спасает человека Бог, и делает Он это не в качестве награды за правильную сумму действий, Он это делает потому, что не желает человеку погибели, но Бог не нарушает свободы человеческой воли, и если человек сам хочет погибнуть, то Бог может оказаться бессильным. Все наши благие дела — это всего лишь проявления воли к спасению, это своего рода воззвание к Богу о том, чтобы Он пришёл и спас нас, и, проявляя свою волю таким образом, мы открываем путь для спасительного действия Божия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!