Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В высказываниях Христа мы можем найти такие поучения, которые на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. К примеру, в Евангелии от Матфея звучит призыв Спасителя взять на себя Его иго, Христос в этом отрывке завершает Свою речь утверждением, что иго Его благо и бремя Его легко (см. Мф. 11:30). А ранее в той же самой главе Евангелия от Матфея звучит утверждение, что Царство Небесное берётся силою (см. Мф. 11:12), и эту информацию довольно непросто связать с лёгкостью Христова бремени. О сложности евангельского пути говорит и 13-я глава Евангелие от Луки, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем его и попытаемся понять, как соотносятся между собой одновременно обещанные Христом лёгкость и тяжесть жизни по Евангелию.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Вообще, мы привыкли к мысли о том, что вхождение в Царство Небесное требует от человека невероятных усилий, требует самоотречения, подвигов, аскезы, а если ситуация сложится не самым благоприятным образом, то и мученичества. Об этом нам повествуют жития святых, и в житиях мы не встретим примеров, которые говорили бы, что достичь блаженства вечности со Христом можно без каких-либо трудов, мы не найдём рассказов, суть которых можно было бы передать приблизительно такими словами: «Родился. Рос в обеспеченной семье. Получил хорошее образование и престижную работу. Женился на умнице и красавице. Жили они в полном достатке, было у них множество детей. Умер в глубокой старости. Почитается Церковью как праведный».

Впрочем, жития некоторых святых князей чем-то напоминают идиллическую картинку беспроблемной жизни, оканчивающейся в Царстве Небесном, правда, есть одна оговорка: все те князья, которые прожили благополучную со всех точек зрения жизнь, обладали невероятным запасом терпения и милосердия, они не переставали благотворить даже тем, кто их обманывал и не желал как-либо менять свою жизнь, и этот факт указывает на то, что и на жизненном пути таких князей было место христианскому подвигу, пусть и не такому яркому, как подвиг мучеников или же преподобных. Иными словами, мы снова пришли к тому евангельскому утверждению, что попасть в Царство Небесное можно лишь через узкие врата, то есть через подвиг.

Но что будет, если посмотреть на христианскую жизнь немного под другим углом? Подвиг — это то, что требует от человека определённой меры самоотречения и выхода за пределы обычной жизни. Обычная же жизнь подразумевает непрестанное исполнение собственных хотений и пожеланий, а то, что идёт вразрез с ними, воспринимается нами как нечто тяжёлое и обременительное, как то, что мы называем подвигом. Но что изменится, если взять на себя иго Христово, то есть отказаться от своей воли в пользу воли Христовой, воли благой и всесовершенной? В таком случае евангельские повеления перестанут быть чем-то чуждым для нас, они превратятся в нечто вожделенное, такое, каким бывает исполнение собственных желаний, и тогда то, что со стороны выглядит как неимоверный непосильный подвиг, самим человеком будет восприниматься радостным и лёгким, и такой человек сам не заметит того, как войдёт в узкие врата Христова Царства.

Об этом говорит вся многовековая история Церкви, она учит нас шаг за шагом согласовывать свою волю с волей Божией, этот процесс во многом похож на спортивные тренировки, в которых спортсмен вынужден исполнять указания тренера, обретая при этом новые физические возможности, а вместе с ними и наслаждение от самих упражнений. Подобным образом выглядит и христианское восхождение: мы учимся исполнять евангельские указание Спасителя и постепенно становимся новыми людьми, для которых нет ничего сверхъестественного в том, чтобы жить по Христовым заповедям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!