Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38
Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-8
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Образный язык Священного Писания иногда способен вызвать недоумения. К примеру, в истории исхода евреев из Египта неоднократно повторяется мысль о том, что «Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9:12), а потому-то фараон и отказался отпускать израильский народ из Египта. Это библейское «ожесточение сердца» как будто бы снимает часть вины с фараона, ведь он здесь вступает как субъект, который подвергался особенному и не вполне понятному действию Бога. Находим мы подобные места и в Священном Писании Нового Завета, к примеру, в отрывке из 21-й и 22-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
В этом отрывке мы не находим слов о том, что Бог ожесточил чьё-то сердце, но видим нечто такое, что с определёнными оговорками можно назвать чем-то подобным: в Иуду вошёл сатана, и после этого Иуда начал действовать. Вхождение сатаны похоже на «ожесточение сердца» фараона в том смысле, что человек выступает субъектом действия той силы, которая во много крат превосходит его, человек, по сути, теряет самостоятельность, и становится орудием превосходящего его существа. В случае с Иудой таким существом был сатана.
Если воспринимать текст Писания буквально, то получается, что в случае с фараоном Бог лишает человека свободной воли, а в случае с Иудой это делает сатана. Действительно, житийная литература даёт нам примеры подобного воздействия бесовских сил. Можно вспомнить известную историю Новгородского святителя Никиты, который, будучи ещё совсем молодым монахом, возжелал непосильного для себя подвига — затвора, и, несмотря на предостережение старших монахов, взялся за этот подвиг. Через какое-то время в молодого подвижника вселился бес и дальше Никита действовал так, как повелевал действовать враг. Никите повезло, опытные монахи быстро диагностировали его духовное состояние, их молитва помогла ему освободиться и в дальнейшем стать одним из почитаемых святителей Русской Церкви.
Однако в истории святителя Никиты есть очень важный фрагмент, которого нет в истории Иуды: ему в образе ангела явился диавол, и Никита, не обладая достаточным духовным опытом, поклонился диаволу так, как подобало поклоняться лишь Богу и Его бесплотным служителям. Иуда ничего подобного не делал, сатана входит в него вроде бы без всякой видимой причины, точно также — без видимой причины — Бог ожесточал и сердце фараона. Как Иуда не поклонялся диаволу, так и фараон открыто не выступал против Бога. И первый, и второй жили вполне обычной человеческой жизнью, но с ними случилось то, что случилось, и это даёт нам повод задуматься: мы тоже живём вполне обычной человеческой жизнью, не вступаем в прямой контакт с диаволом и не богохульствуем, мы просто живём, правда, чаще всего мы предпочитаем ориентироваться не на Евангелие, а на нормы современного нам общества.
Собственно, так поступал Иуда и так поступал фараон. Иуда, как о том свидетельствует Евангелие, думал о своём будущем и о своём достатке, а фараону нужно было то, что бывает нужно любому нормальному государственному деятелю, — процветание его страны, а потому он вовсе не хотел лишиться миллиона своих подданных, пребывающих на территории Египта на правах рабов. По-человечески Иуду и фараона легко понять, их действия совсем несложно объяснить. Но, как мы видим, Бог на это смотрит иначе, и даёт нам понять, что логика действий этих библейских персонажей далека от той, которую Бог хотел бы видеть, а потому она рано или поздно приводит к очень незавидному состоянию одержимости, что в свою очередь приводит к личной трагедии.
Дай Бог, чтобы эти примеры Священного Писания заставили нас задуматься и послужили поводом для усердной молитвы о том, чтобы у нас были силы для исполнения евангельских повелений Господа нашего Иисуса Христа!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов