Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда мы узнаём, что какой-то давно и тяжело болевший человек скончался, то в голове зачастую возникает слово «отмучался». Такая реакция вполне обоснована, действительно, некоторые болезни бывают настолько мучительными, что смерть выглядит как избавление от боли и страданий. Интересно, что и Христос в Своей речи относительно Второго Пришествия использовал то же самое слово: «избавление». Об этом мы можем услышать в отрывке 21-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.

Глава 21.

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Те слова, которые мы только что услышали, являют собой окончание пророчества Христа о грядущей судьбе Иерусалима и всего мира. Из этого и из других текстов Священного Писания мы знаем, что рано или поздно, но физическая жизнь в известных нам формах прекратится, и наступит то, что апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал «новым небом и новой землёй»: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Православная христианская традиция предпочитает следовать прямому запрету Спасителя, зафиксированному в 1-й главе книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 1:7), а потому она не углубляется в размышления о том, что именно имел в виду апостол Иоанн, и не пытается понять, как вообще такое возможно с точки зрения современных научных данных, мы просто принимаем как факт: земная жизнь конечна, причём конечна не только земная жизнь отдельно взятого человека, конечна земная жизнь как таковая.

На этот факт накладывается ещё один: кончина земной жизни вовсе не означает абсолютное окончание всего, напротив, за этой границей нас ждёт продолжение, и это продолжение будет несопоставимо более насыщенным, чем то, что мы имеем возможность видеть и чувствовать в рамках нашей земной жизни. Эту мысль апостол Павел в Первом послании к Коринфянам выразил такими словами: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:12–13). Христос призывал Своих последователей воспринимать земную жизнь как подготовку к той жизни, которая начнётся после, и которая свою полноту обретёт в момент Его Второго Пришествия. Именно по этой причине в 21-й главе Евангелия от Луки мы слышим такие слова: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Однако наш привычный синодальный перевод здесь использует довольно неудачное слово, которое способно немного запутать, речь идёт о слове «восклонитесь», которое является русифицированной формой аналогичного славянского слова и мало что может сказать современному читателю. Более удачные переводы используют в этом месте слово «встаньте». Получается, что Христос призывал Своих учеников встать и поднять головы тогда, когда начнут сбываться Его пророчества о кончине мира. Это крайне важные слова Спасителя, потому что они говорят о том, как мы должны относиться к Его Второму Пришествию: не как к чему-то страшному и ужасному, а как к долгожданному избавлению. Конечно, и это слово — «избавление» — тоже способно вызвать у нас вопросы, ведь мы привыкли размышлять о земной жизни как об абсолютном благе, от которого вовсе не хочется избавляться, а, напротив, хочется, чтобы оно длилось как можно дольше. Если же мы попытаемся жить по-евангельски без каких бы то ни было оговорок, то мы довольно скоро ощутим глубочайший диссонанс между Христовыми заповедями и законами окружающего нас общества, и если не смутимся, а продолжим жить евангельскими приоритетами, то станет очевидным: полнота жизни во Христе будет возможна лишь после Второго Пришествия, и тогда мы начнём его ждать так же, как ждали явления Христа во славе люди первого христианского поколения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!