Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 5-7,10-11,20-24
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У Иерусалимского храма очень долгая и непростая история. Первое упоминание о том, что в этом месте совершались богослужения в честь Бога Всевышнего, мы находим в книге Бытия, в истории встречи праотца Авраама с таинственным священником Мелхиседеком из Салима. Собственно, Салим — это древнее наименование Иерусалима. Сам же храм был построен после завоевания Иерусалима царём Давидом, но построен не им самим, а его сыном Соломоном. В дальнейшем храм украшался, перестраивался, разрушался и снова воздвигался. Сейчас от него сохранилась лишь одна стена, и такое положение дел длится уже без малого две тысячи лет, практически с того времени, как Христос произнёс Свои слова о грядущей судьбе Иерусалимского храма. Эти слова звучат сегодня во время богослужения в православных храмах, они взяты из 21-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем их.
С одной стороны, пророчество Христа о судьбе Иерусалимского храма — это очевидное доказательство правоты слов Христа, ведь это Его пророчество исполнилось, и сомневаться здесь не представляется возможным. Разрушение Иерусалима и храма — бесспорный исторический факт, который можно просто принять как он есть, а можно попытаться его осмыслить.
Для христиан глубинная причина разрушения Иерусалимского храма понятна и очевидна: время религии Ветхого Завета закончилось, храм попросту не нужен, а потому то его и нет. Для людей, далёких от христианской традиции, всё не так очевидно, они склонны полагать, что разрушение храма — это всего лишь цепь трагических событий, а потому можно какими-то сугубо человеческими способами попытаться что-то изменить, и сделать так, чтобы храм снова начал существовать, чтобы в нём снова начали совершаться богослужения по тому образцу, который был установлен книгами Ветхого Завета. Конечно, христиане с таким подходом не могут согласиться, более того, мы уверены, что восстановление храма — это прямое нарушение воли Божией, на которое ни в коем случае не стоит идти. А ещё некоторые из нас убеждены, что восстановление храма станет трагедией и приведёт к самым неприятным последствиям.
Может быть это действительно так. А может быть и нет.
Мы можем быть абсолютно уверены вот в чём: даже если Иерусалимский храм когда-либо удастся воссоздать, он не будет местом обитания Бога, и молитвы, возносимые в этом храме, не будут достигать своей цели. Почему мы столь категоричны? Во-первых, нас убеждают в этом слова Христа, а во-вторых, мы знаем, что бывает тогда, когда начинают совершать богослужения те группы христиан, которые по каким-либо причинам отпали от Церкви. Такие богослужения и таинства нелегитимны с церковно-правовой точки зрения, но значительно более важным является то, что они не достигают своей цели, то есть они не содействуют спасению людей, очевидным же свидетельством этого является тот факт, что отколовшиеся от Церкви сообщества начинают дробиться всё дальше и дальше, становясь всё более маргинальными и теряя какую-либо связь с евангельским благовестием Господа нашего Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов