Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам, дорогие друзья, находиться под руководством... плохого начальника? И как же быть в такой ситуации? Бунтовать? Игнорировать? Смиряться с его дурным характером? Лицемерно соглашаться исполнять очевидно неправильные распоряжения? Сегодня, в день памяти святителя Николая, у нас есть все основания поразмышлять над этими вопросами, рассматривая 13-ю главу послания апостола Павла к Евреям, отрывок из которой читается в храмах во время богослужения.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
«Безначалие — пишет святитель Иоанн Златоуст, — везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше». Получается, если строго следовать словам Златоуста, вообще нет никакой разницы, каков начальник — хорош или глуп, справедлив или безрассуден — ты, главное, ему всё равно подчиняйся — так что ли? Ключ к ответу — в небольшой частице «γάρ» — которая в Синодальном тексте переведена как «ибо»: «повинуйтесь... ибо они неусыпно пекутся». Но можно предложить и несколько иной вариант: «ибо» заменить на частицу «же» — повинуйтесь наставникам вашим — они же спать из-за вас спокойно не могут, потому что отвечать придётся! Вы чувствуете, насколько изменилась тональность самого предложения? Не потому следует подчиняться безусловно наставнику, что он — наставник — а именно потому, что его отношение к подопечным — небезразлично! Причём настолько небезразлично, что даже ложась спать, он продолжает беспокоиться. Но дальше — ещё интереснее. Апостол говорит о том, что христианин должен следить, чтобы его наставник начальствовал с охотой, с радостью — а не вынужденно, тяжко вздыхая от непокорности своих подчинённых. Послушаем снова Златоуста: «Начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слёзы и воздыхания его служат лучшим мщением? Если твой начальник будет воздыхать, то отмстит за тебя Бог. Видишь, что Бог не попустит начальнику терпеть обиды? Должно воздыхать тому, кого не уважают, презирают, плюют. Но и подчинённый не смей думать, что ты не будешь отмщён; воздыхание начальника хуже всякого мщения».
Для нашего слуха, привыкшего к служебным инструкциям и другим формализованным рабочим отношениям, очень странно слышать такие утверждения. Но не будем забывать, что речь идёт о взаимоотношениях внутри достаточно небольших христианских общин. Фактически, это отношения почти семейные: так же, как отец или мать, если постоянно получают «удары в спину» со стороны своих детей, будут страдать от их непослушания и неизбежно переносить свою печаль на все стороны жизни — так же и духовный наставник, расстроенный нераскаянностью и упрямством духовных чад, не сможет раскрыть во всей полноте свои дарования и принести пасомым максимальную пользу.
Святитель Николай — как его мы видим из житийных описаний — был именно таким наставником — горячим, неравнодушным, способным пойти на смертельный риск ради пользы своих чад. И именно поэтому он стал «правилом веры» и «образом кротости» для всех христиан — и начальников, и подчинённых.
Но как же быть, если начальник — безразличен, холоден, внутренне удалён от своих подчинённых? Апостол и здесь нам помогает: не стоит ни бунтовать, ни скандалить, ни утраивать демарши — надо просто молиться. Искренне, от души, не в качестве своего рода «отместки» за недостойное поведение начальника — сейчас как «намолим» себе нового! — а так же, как мы молимся за своих непутёвых детей. И вполне возможно, эта общая молитва подчинённых приведёт к тому, что даже у самого нерадивого начальника вдруг что-то переменится внутри — и уже не болеть сердцем за тех, кто его так любит, он просто не сможет!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди











