Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Отнюдь не всякая дискуссия имеет смысл, но, к сожалению, мы зачастую тратим отпущенное нам Богом время именно на это — на бесполезные и бессмысленные дискуссии, а если вспомнить, что наше время активно поглощают ещё и калейдоскоп новостей с социальными сетями, то и вовсе становится страшно за самих себя. Христос, Который должен быть для нас во всём примером, не позволял себе ничего подобного, и даже дискутируя о Священном Писании Он умел ставить заслон бессмысленным и бесполезным словам. Один из примеров такого рода мы можем найти в 20-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.

Глава 20.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Саддукеи были представителями одной из иудейских сект первого века по Рождестве Христовом, и как у всякой секты, у них были свои особенные мнения по некоторым вопросам веры. Одно из особых мнений саддукеев состояло в неверии во всеобщее воскресение, при этом они верили в Бога, и верили тексту Священного Писания, однако Писание долгое время не говорило о воскресении прямо и однозначно, что и послужило причиной неверия саддукеев.

В беседе со Христом эти люди решили прибегнуть к известному риторическому приёму: они свели к абсурду одно из ветхозаветных повелений. Вообще, этот метод прекрасно работает почти с любой идеей и с почти любым текстом, а потому им с успехом пользуются и те люди, которые пытаются критиковать христианское учение и Евангелие. Однако вполне корректным приём сведения к абсурду назвать нельзя, особенно же тогда, когда он применяется к текстам, имеющим, в первую очередь, символическое значение, каковыми и являются большинство отрывков Священного Писания. Не работает этот приём и с имеющими преходящее значение библейскими установлениями, а именно таким является закон левирата, упомянутый саддукеями в диалоге со Спасителем. Христос не дал втянуть Себя в эту бесполезную дискуссию о Писании, указав на то, что сугубо земной и временный закон левирата не может быть продлён в вечность, да и вообще думать о вечности с использованием понятий земной жизни в высшей степени некорректно.

Этот диалог неизбежно приводит к размышлению о сути, цели и смысле брака. Любопытно, что всё это подвергается изменениям с течением времени, особенно же явственными такие изменения стали в эпоху Нового Завета. Как мы знаем, в наше время закон левирата не действует в христианской среде. Это связано с тем, что для христиан деторождение не является жизненным приоритетом, соответственно, и цель христианского брака заключается не в том, чтобы произвести на свет как можно больше потомства, хотя само по себе рождение детей, будучи исполнением одной из первых заповедей библейской книги Бытия, конечно, прекрасно и похвально. Цель христианского брака — помощь друг другу в деле спасения души, что представляет собой подготовку к тому состоянию, о котором сказал Христос в беседе с саддукеями, то есть к блаженному равноангельному пребыванию с Богом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!