Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 32-40
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Неверующие люди нередко считают, что жизнь верующих полна самого разного рода страхов. На самом ли деле это так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Нередко в частных беседах верующие люди говорят о трудностях жизни в мире. Человек, который настроен на добрую и благочестивую жизнь, может оказаться в обществе тех, кто считает нормой злословие, развращённость, грубость и агрессию, и у него возникает вопрос: как не просто выжить, но сохранить своё христианство в таком мире? В чём найти ту точку опоры, которая позволит перестать бояться? И нередко, когда он приходит в Церковь, к его светским страхам добавляются специфические страхи — религиозные.
Мало кто знает, но самый частый призыв, который звучит в Священном Писании — это призыв «Не бойтесь!». Страх в опыте человека всегда связан с возможным страданием и болью. Он является одной из базовых эмоций, которая возникает в человеке уже в самом раннем детстве. В наши дни многие относятся к страху, как к чему-то ужасному и плохому, чего по возможности необходимо избегать. В то же время по опыту мы знаем, что страх может не только сковывать, но и действовать как то, что помогает воспитать волю, а нередко и то, что сохраняет жизнь. Из страха люди не едят подозрительную еду, не входят в незнакомое пространство, не играют с огнём, не делают многого другого, что может быть смертельно опасно. И всё же во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы боялись еды, не открывали бы из страха неизвестных для нас мест и не работали с огнём, просто учитывая специфику этой работы. Страх оказывается важным опытом, но он не может быть главным в жизни. Для любого, кто читал Священное Писание, очевидно, что страх занимает в нём важное место. Однако стоит учитывать, что в первую очередь такой акцент характерен для Ветхого Завета, который как раз и является дисциплинирующей и подготовительной основой для Завета Нового, в котором, по слову апостола Иоанна Богослова, любовь изгоняет страх.
Конечно, Спаситель знал о трудностях, которые ожидают учеников. Знал, что те, кто выбрали Бога и Его взгляд на мир, будут претерпевать скорби, потому что этот взгляд не будет совпадать со взглядом большинства. И всё же Он знал не только это. «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш почёл за благо дать вам Царство», — говорит Христос. Выбравшие временное сейчас торжествуют, но это торжество мимолётно, потому что временное на то и временное, что оно проходит. Выбравшие вечное могут временно пострадать, но это страдание закончится. Единственное, что требуется от учеников, быть верным своему выбору, укорениться в нём, сделать его по-настоящему своим. Может показаться, что нам предлагается новая форма страха, боязнь оказаться неготовым к встрече с Богом. Но правильное чувство здесь предполагает не животный страх наказания, а радостное ожидание. Будучи детьми, мы нередко ожидали прихода родителей и прекрасно знаем, что это ожидание могло быть разным. Как родитель — Бог является для нас любящим Отцом, но вот какими мы являемся детьми и чего ждём от нашей встречи с Ним, зависит от нас самих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов