
Евгения Ульева
Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, — ответил преподобный Серафим, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши; потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была прежде, ибо по слову Божию, Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и вовеки».
Именно отсутствие решимости отличает нас от святых.
Огромное количество людей, достигших святости, смогли решиться на подвиг. Они были такие же люди, как мы, со своими немощами и обычными человеческими грехами. Но в какой-то момент жизни, они имели решимость начать борьбу со своим ветхим внутренним человеком.
Эта решимость подобно маленькому семечку прорастала в них, постепенно изменяя их поступки, их жизненный выбор. Она помогала им в самых сложных ситуациях принимать правильные решения.
Решимость подобна дереву из притчи Христа о маленьком горчичном зернышке, из которого вырастает огромное дерево, в ветвях которого могут укрываться птицы. Она должна постоянно присутствовать в сердце каждого христианина, помогая ему не только мечтать о Царстве Небесном, но и действовать в каждом конкретном случае согласно Евангелию.
А для этого нужно очень захотеть стать святым. Нужна решимость в исполнении заповедей, понимая, что будет тяжело, будет много скорбей.
В послании апостола Павла к Римлянам сказано: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». Решимость и надежда на помощь Бога, помогают превозмочь лень и страх, которые препятствуют нам на пути к Царству Небесному.
В каждом самом маленьком и незначительном случае будем иметь решимость сделать выбор в нужную сторону.
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Культура как пространство смыслов;
— Христианская культура и культура других религиозных традиций;
— Миссия в христианских странах;
— Целостность человека в контексте культуры.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.04.2025». Глафира Базурина, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Святыни Вологодской земли;
— Выход в прокат фильма Юлии Бочаровой «Июньская полынь»;
— Фильмы о Великой отечественной войне и о положении Церкви в этот период;
— Какие фильмы смотреть с детьми, чтобы это было полезно?
— Материалы журнала «Фома» в цифровом пространстве на период Страстной седмицы (помощь в подготовке к Пасхе).
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Псалом 103. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как воля всемогущего Бога соотносится со свободой человека? Ответ на этот вопрос звучит в 103-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Один известный учёный как-то сказал: не понимаю, как можно верить в Бога в XXI веке. Очевидно, подразумевалось, что наши знания о происходящем в природе стали настолько очевидными, что для Бога как будто бы не осталось никакого места. Не знаю, читал ли он когда-нибудь 103 псалом, который мы услышали сегодня, но подозреваю, что его текст стал бы для него классическим примером веры древнего человека, в том виде в каком эту веру понимают современные люди. И действительно, если Давид говорит, что Бог наполняет водой горы с высот, выращивает траву для скота и зелень для человека, чтобы тот мог произвести себе пищу, то с точки зрения современного человека, знающего физическую и биологическую основу всех этих процессов, буквальное понимание этих слов может показаться просто сказочным или даже нелепым. Но, во-первых, не стоит думать, что человек древности никогда не поливал растений, которые посадил, и не понимал, что они растут благодаря его усилиям, но изначально благодаря воле Божией. Во-вторых, при таком подходе не назовём ли мы нелепыми слова человека, который, обращаясь к своим родителям, говорит, что благодаря им он живёт, общается и работает. Он, конечно, знает, что уже много лет делает это благодаря собственным усилиям, но изначально он делает всё вообще именно благодаря им.
Сто третий псалом не случайно называется псалмом о сотворении мира, ведь из него ясно, что Творец создал не только материю, но и законы, по которым она существует. На своём уровне Давид был прекрасно знаком с тем, как устроен мир, и знал, что многое в жизни человека зависит от него самого, и всё же царь и пророк не сомневался, что всё происходящее подчиняется благой воле Творца.
Или не всё? И это одна из самых поразительных черт текста, который мы услышали. Потому что в конце мы слышим, как на фоне послушных Богу галактик и морских бездн, возникают какие-то грешники и те, кто нарушает Божий закон. Кто они вообще такие по сравнению со вселенной? Пустое место, ведь даже Земля предстаёт песчинкой по сравнению с некоторыми звёздами. И всё же эти звёзды, как и всё во вселенной, следуют тем законам, которые в них вложены, и только человеку дана свобода выбирать. Большая часть наших действий так же имеет биологическую основу и в этом нет ничего удивительного. Однако отказаться от Бога или славословить Его — зависит только от нас. И во всей вселенной нет более важных решений.
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)