Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Иногда, предавшись философским рассуждениям о Боге, люди воспринимают Его как совершенно отрешённого от дел, которые происходят в мире. Но как же Бог относится к миру с библейской точки зрения? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

В сегодняшнем чтении мы слышим описание входа Господнего в Иерусалим. Обычно акцент делается на поведении учеников и всех тех, кто встречает Его радостными восклицаниями. Они ликуют и славят Бога, благословляя Иисуса как Царя, который пришёл, чтобы исполнить Господню волю. Вопрос о царском достоинстве Иисуса беспокоил людей с самого начала. Ещё Ирод преследовал младенца Христа, опасаясь, что со временем Он станет царём и его конкурентом, и вот сегодня мы слышим, как фарисеи готовы называть Иисуса учителем, но только не царём. Кроме того, они не только сами не хотят Его так называть, но и просят Его, чтобы он запретил это делать другим. Однако Христос не запрещает. Он знает, что они совершенно правы в своём ликовании, хотя и не понимают до конца своей правоты. Для них царь — это тот, кто властвует и торжествует над врагами, но Христос — Царь, Который идёт, чтобы умереть на кресте и восторжествовать над самой смертью. И эта смерть будет результатом ненависти тех, кто также должен был бы ликовать, но выбрал возмущение и злобу.

Смотря на Иерусалим и зная об этом выборе, Иисус Христос плачет. Он Бог, который не просто вошёл в человека, но действительно стал им, парадоксальным образом усвоив Себе человеческие чувства. Из Евангелий мы знаем, что Христос мог уставать или хотеть есть, однако слёзы выдают не просто потребности тела, но эмоции, связанные с сожалением. И это то, что может нас удивить. Казалось бы, Он Сам Бог и всё знает. Ему не нужно объяснять, что всё земное проходит, люди умирают, города разрушаются и надо заботиться не о временном, но о вечном. Но в том-то и дело, что с библейской точки зрения вечное не противостоит временному, но в нём существует и через него проявляется. Именно поэтому Христос говорил ученикам, что тот, кто хочет проявить любовь к Нему, должен проявлять её к ближнему. Именно поэтому Иоанн Богослов в своём послании пишет, что любить Бога и не любить при этом находящегося рядом человека нельзя.

Как Бог, Христос любил и любит всех людей, все города и страны, однако как человек он мог дружить с конкретными людьми Марфой и Марией, был особенно близок с любимым учеником Иоанном и любил конкретный город — Иерусалим. Мы тоже часто любим совершенно конкретных людей, и особенно отмечаем какие-то места, города или страны..., но беда наша в том, что, любя своё, мы противопоставляем этому всё остальное и отвергаем его. В отличие от нас, в Иисусе Христе любовь к конкретным людям и местам не порождала отвержения или ненависти к остальным, в чём Он для нас является очень важным примером. Подлинный христианский патриотизм предполагает, что любовь к чему-то своему, особенному и родному не заставляет нас противопоставлять ему всё остальное. Напротив, любовь к конкретному должна стать для нас школой любви ко всему Божьему творению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!