
Яна Капаева
— Он меня спросил, не хочу ли я исповедаться? Нет, Нина, ты представляешь, чтобы я священнику всю жизнь рассказала? Не дождётся!
Я случайно я услышала такой разговор двух старушек в парке. И мне вспомнился рассказ моей бабушки о том, как умирала ее свекровь, Мария. Она так же скептически относилась к тому, что невестка зачем-то «бегает в эту свою церковь»! Так и прожила жизнь, без Бога. Пока не пробил последний час. И тогда прабабушка Мария начала звать не кого-нибудь, а свою верующую невестку:
— Люда, я умираю! Ты была права, Бог есть! Я грешница и они пришли за мной. Мне страшно. Смотри, бесы стоят вокруг. Пожалуйста, зови священника! Я хочу исповедаться!
Людмила сразу кинулась звонить в Церковь. Сотовых тогда не было. Дозвонились по стационарному. Там стали искать батюшку. А драгоценные последние минуты жизни Марии уходили. Она страшно кричала и плакала. Тогда Людмила встала на колени перед иконами и начала молиться. Крики утихли. И бабушка услышала, как свекровь испустила дух. Не дождалась. Умерла без покаяния... Воцарилась тишина. Людмила продолжала молиться. Вдруг, через пару минуту тишины Мария снова сделала глубокий вздох и пришла в себя. В этот момент в дом зашел священник, которого так ждали. Не знаю, какими словами, но бабушка Люди вымолила для своей свекрови еще немного жизни.
Все это случилось в моей семье. Я хочу свидетельствовать об этом. Бог есть. Есть духовный мир: ангелы и бесы существуют. А молитва, произнесенная с верой — сильна.
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском Ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение