Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 31-34
«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» — эти строки Александра Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют то настроение, в котором пребывали апостолы до Голгофской казни Христа. Ученики отказывались слышать слова Спасителя о грядущей трагедии, концентрируясь на мечтах о том, какую власть они получат в царстве Мессии. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Спаситель решает в последний раз посетить Иерусалим. Наступает время финальной части Его земного служения — Голгофа уже не просто близится. Сын Божий явственно ощущает дыхание смерти. Господь Иисус делится переживаниями с учениками. Он не просто сообщает им, что предстоит пережить в будущем. Христос готовит апостолов к испытаниям, а вместе с этим ждёт от них сочувствия и утешения. Крест ужасает Спасителя и Ему — истинному Богу и истинному человеку — нужна поддержка от учеников, которых Он искренне считает не просто последователями, а друзьями.
И что получает Христос в ответ? Евангелист Лука указывает, что апостолы ничего не поняли из речи Спасителя. Другие евангелисты описывают более скорбную картину. Ученики начинают отговаривать Спасителя идти в Иерусалим, а затем начинают требовать от Христа должностей в Его царстве. При этом апостолы начинают друг с другом отчаянно спорить о том, кто из них будет более могущественным.
Если бы на месте Спасителя в тот момент оказался кто-нибудь из нас, реакция на просьбу апостолов была бы вполне привычной и понятной. Представьте себе только. Вы находитесь фактически на пороге мучительной смерти, а вас начинают просить исполнить какие-то карьеристские мечтания. Думаю — что таких учеников и последователей многие бы просто отогнали от себя. Но Христос — являясь не только человеком, но Богом — проявляет поистине неземное смирение.
Он прекрасно понимает, что апостолы (при всей своей искренности и душевной чистоте) — дети своей эпохи. Ученики были воспитаны на утопических мечтаниях еврейского народа о всемирном господстве, которое непременно наступит после прихода Мессии. Апостолы ощущали необыкновенное счастье от того, что именно их обещанный пророками Христос избрал учениками. А потому необходимо непременно воспользоваться выпавшим счастьем.
Потому апостолы и не пожелали услышать горького пророчества Христа о Себе Самом. Спаситель не гонит апостолов прочь. Он терпеливо разъясняет им суть Своего служения: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». А ещё Господь Иисус кротко предвещает ученикам, что они, однажды осознав смысл земной миссии своего Наставника, пожелают разделить с ним чашу Его страданий. Не потому, что будут стремиться к смерти. А потому, что иного пути свидетельства о Евангелии у них не будет.
Что всё прозвучавшее выше значит для современного православного христианина? В первую очередь то, что следование правде Божией требует от нас мужества и храбрости. Не в том смысле, что необходимо организовывать крестовый поход против инакомыслящих. Речь о другом. Исполнение заповеди любви к Богу и людям, стремление быть смиренным, милосердным, кротким — перечисленные добродетели не соответствуют духу мира, который во зле лежит. А потому на сотворённое добро нам часто будут отвечать злом.
Потому не нужно обманываться и полагать, что верность Христу автоматически принесёт земное благополучие. Безусловно, Отец Небесный проявляет Свою заботу о нас и в материальном ключе. Но всё же Евангелие выше уровня меркантильной выгоды. А радость, которую даёт нам Христос, превосходит любое счастье мира. Даже если путь к этой радости идет через Голгофу. За смертью Христа последовало воскресение. Те, кто терпеливо исполняют заповеди Спасителя, тоже обязательно будут Богом прославлены.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов