1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Благодаря книге Деяний святых апостолов мы знаем, что у апостола Павла было ремесло, которым он зарабатывал себе на жизнь. Этим ремеслом было изготовление палаток для пастухов и, судя по некоторым данным, для военных. У нас нет информации о том, сколько именно апостол зарабатывал своим трудом, мы знаем лишь то, что этот труд обеспечивал апостола. Однако слово «обеспечивал» можно понимать очень широко, для кого-то оно включает в себя лишь самое необходимое, а для кого-то подразумевает наличие собственных самолётов и яхт. Очевидно, что апостол Павел не жил в роскоши, но, к сожалению, у нас не так много данных относительно бытовой стороны его жизни, тогда как такие данные были бы весьма полезны, ведь жизнь апостола во всех её аспектах должна быть образцом для христиан. Впрочем, у нас есть некоторые косвенные свидетельства, которое способны помочь нам приблизительно оценить доходы апостола и сделать вывод о его быте. Такие свидетельства содержатся, к примеру, в 5-й и 6-й главах Первого послания апостола Павла к Тимофею, отрывок из этих глав сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
В этом отрывке апостольского послания к Тимофею затронуто множество тем, каждая из которых по-своему актуальна, и здесь же изложен общий принцип христианской жизни, который, помимо очевидной веры во Христа и Его Евангелие, подразумевает благочестие и довольство. С благочестием всё довольно просто, это понятие означает жизнь по заповедям и хранение себя от всех видов греха, а вот с довольством всё немного сложнее, потому как это понятие крайне редко встречается в Священном Писании: мы можем найти его всего лишь два раза, и оба раза в посланиях апостола Павла.
Нечасто это понятие встречается и в нашей повседневной жизни, у такого положения дел есть свои причины: мы живём в обществе потребления, и не можем не быть от него зависимы. Общая же парадигма этого общества известна и понятна: потреблять необходимо как можно больше, а потому нет того предела, после которого можно успокоиться и перестать думать об увеличении собственного дохода, потому как увеличение дохода означает и увеличение возможности потребления. Конечно, есть среди нас и те люди, которые избрали для себя иной путь, но, как правило, это связано с их отказом от борьбы за обладание вследствие личной слабости, а не вследствие сознательного выбора. Впрочем, есть и те, кто вполне сознательно избрал для себя путь ограничения необходимым и достаточным. Правда, таких людей ничтожно мало, потому то мы и не слышим в нашей обыденной речи слова «довольство», и плохо понимаем, что за ним скрывается.
Апостол Павел был тем человеком, который совершенно сознательно избрал для себя жизнь в довольстве тем, что он имел. В своих наставлениях Тимофею он объяснил такой выбор словами, которым сложно что-либо противопоставить: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:7–8). Конечно, у апостола не было детей, не было тех, кого он должен был содержать, апостол был одинок, и это давало ему определённую свободу, ограничивая себя, он не ограничивал кого-либо ещё, его благочестие не ложилось тяжким бременем на его близких, однако общий принцип отношения к материальному выражен вполне ясно, и он может быть использован абсолютно всеми христианами: мы не должны пытаться приобрести весь мир, памятуя, что попытки это сделать лишают нас возможности посвятить себя делу устроения собственной души.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Роль отца в семье». Протоиерей Василий Гелеван
Сегодня в семь вечера слушайте в эфире радио Вера программу «Семейный час». У нас в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.
Поговорим о роли отца в семье и о том, как отношения детей с отцом могут влиять на из отношения с Богом.
Отец Василий говорил о разных гранях отцовства — о мужской ответственности, доверии и примере. Почему для ребёнка так важно видеть, как отец любит мать? Как простить родителя, который когда-то ранил, и почему, пока не простишь, не повзрослеешь?
Гость программы вспоминал истории из пастырской практики и говорил о том, что настоящая любовь — это не вседозволенность, а забота и верность.
И даже если рядом нет папы, у каждого есть Небесный Отец, чья любовь способна исцелить любую рану.
«Семейный час» — о любви, прощении и том, как воспитывать детей, оставаясь для них опорой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







