Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25
Русь переживала несостоявшийся конец света, как минимум, три раза — в одиннадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках. Всякий раз причиной болезненного религиозного ажиотажа становилось превратное толкование текста Священного Писания. Мы попробуем избежать подобных ошибок, поговорив о содержании отрывка из семнадцатой главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Услышанное нами евангельское чтение вызывает закономерный вопрос — что же такое Царство Божие и каким образом оно себя проявляет? Или ещё проявит? Христос как будто Сам Себе противоречит. Сначала Он в диалоге с фарисеями говорит, что Царство Божие не придёт заметным образом. И вообще оно находится внутри человека. Затем, уже в беседе с апостолами, Спаситель говорит им, что Царство Божие в полной мере раскроет себя в день Второго пришествия. И абсолютно все увидят это явление. Оно будет похоже на молнию, пронзающую небосвод от одного края до другого.
Чем можно объяснить выявленные нами противоречия? Контекстом беседы. В беседе с законниками древнего Израиля Спаситель опровергает устоявшееся мнение о том, что Царство Божие есть земная институция. А обещанный пророками Мессия — политический лидер, великий завоеватель. Христос, говоря, что Царство Божие придёт незаметным образом, смиренно указывает на Себя. Это Он, воплощение благодатной силы Господней, уже находится среди людей. Но как же много вокруг Него тех, кто не замечает случившегося чуда.
Указывая на то, что Царство Небесное находится внутри человека, Спаситель опровергает ещё одно заблуждение Своего времени. О том, что можно угодить Богу только внешними обрядами. Христос прямо указывает — определяющее значение имеет то, чем руководствуется человек, совершая религиозные действия. Живут ли в его сердце мир, радость, терпение, любовь?
В беседе с апостолами мы видим, как меняется контекст слов Христа. Здесь под Царством Небесным подразумевается особая реальность Божия, которая в полной мере явит себя в день Второго Пришествия. Спаситель предвидит, что после Его вознесения на Небо, появятся различного рода лжеучители, желающие заработать денег на страхах слабых в вере людей. Потому Христос и говорит, что всякий раз, когда кто-то будет заявлять — Сын Божий второй раз явился там или здесь — это обман. Ровно такой же ложью будет утверждение, что известна точная дата конца времён. Ведь как говорил Христос — об этом одному Богу только известно.
Прозвучавшее чтение содержит, как минимум, два призыва. Первый — к необходимости сохранять ясный ум и твёрдую память о Боге. Второй — не поддаваться фантазиям, а заниматься по-настоящему нужными делами. А именно — созиданию Царства Небесного в собственном сердце. Что не представляется возможным без искренних веры и милосердия. Соединённые вместе, эти добродетели позволят нам с радостью встретить Второе пришествие — день Господень. Ведь когда настанет черёд предстать перед Христом, Он узнает в нас тех, кто сроднился с Ним в служении любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов