Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
С точки зрения статистики, один человек — совершеннейшая мелочь, погрешность в масштабных вычислениях. Но с точки зрения христианства, человек есть самая настоящая мини-вселенная, способная полностью поменять мир вокруг себя. Об этом, в том числе, говорит нам история праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А также отрывок из десятой главы Евангелия от Луки, звучащий сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Прозвучавший евангельский отрывок прославляет Марию. С точки зрения буквального понимания услышанного нами текста речь идёт о Марии — сестре праведного Лазаря, воскрешённого Спасителем на четвёртый день после смерти. Мария вместе с другой сестрой по имени Марфа оказались свидетельницами того великого чуда. Запечатлели в своей памяти они и иные славные дела Господа.
Но вернёмся к сегодняшнему чтению. Мария, благодаря одобрению Христа, становится примером послушания Богу. И вот причина, почему сестра Лазаря вспоминается сегодня. Она становится символом иной Марии — Пресвятой Богородицы. Именно Ей посвящён сегодняшний день, когда наша Церковь прославляет Введение во храм Девы Марии. Данное событие осталось за границами евангельского повествования, но память о нём была сохранена в устном предании.
Введение в Иерусалимский храм трёхлетней Богородицы стало предысторией удивительных событий, которые начали в скором времени происходить в древнем Израиле. Появление Девы Марии в храме Соломона стало пророчеством о том, что этой Девочке, неожиданно родившейся от бедных и старых родителей, уготована удивительная судьба.
Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — вели праведную жизнь, но долгое время оставались бездетны. Когда же, наконец, у них появилась долгожданная Дочь, они поняли, что старость не позволит им достойно заботиться о Наследнице их рода. Потому они дали обещание Богу отдать Ребёнка на воспитание в главное святилище Израиля — Иерусалимский храм. При нём существовал особый приют для девочек, где о них хорошо заботились, а также учили всему необходимому для самостоятельной жизни.
Когда Богородице исполнилось три года, Иоаким и Анна привели Её в храм. Там Марию встретил священник Захария вместе с другими воспитанницами. По вдохновению свыше Захария ввёл Богородицу в храм и открыл для Неё завесу Святое святых — главной части храма. Это был очень смелый поступок. Ведь в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год.
Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, не случайно. Святое святых к тому времени пустовало, поскольку лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом — совершенной святости. Воплощением таковой святости и стала Дева Мария. Новый ковчег завета. Уже не только Израиля, но всего мира.
Праздник Введения — праздник надежды, искреннего упования на Бога. На примере святых Иоакима и Анны мы учимся не опускать рук, но верить и доверять Богу. Доверять Ему даже тогда, когда, казалось бы, не осталось сил. Древний Израиль, утратив свою великую святыню, верил и надеялся, что вместо ковчега завета Господь пошлёт ему нечто иное. И миру была явлена Дева Мария. Подобным образом призваны поступать и мы. Не диктовать Богу список своих желаний, а прислушиваться к Его промыслу, следуя которому мы получим то, что действительно необходимо именно нам, то, на что и надеяться ранее не смели.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов