Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Порой жизненные обстоятельства наваливаются на нас тяжким грузом. В чём причина этого и что с этим делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 15.

01 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

02 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

03 Но Он сказал им следующую притчу:

04 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

05 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

06 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

07 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

08 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

09 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который Сам же не в силах поднять? Этот вопрос — один из самых ярких примеров парадокса всемогущества, над которым размышляли средневековые теологи. С точки зрения формальной логики, ситуация патовая. Если сказать, «да, может сотворить», — оказывается, что Бог не всемогущий, так как не может поднять камень. Если сказать, «нет, Бог не может сотворить такой камень», — опять Он оказывается бессильным, так как не в состоянии что-то сотворить. Как ни ответь — тупик. Но ведь то, что Бог всемогущий — общее место. Поэтому и называют подобные вопросы парадоксальными.

Те евангельские притчи, которые только что прозвучали, — это яркая иллюстрация разрешения этого парадокса. Но не логическая, а практическая, жизненная. Из притчей Христа следует, что Бог такой камень всё-таки сотворил. Это человек с его свободной волей. Свобода у нас такая, что Бог без моего личного разрешения не может войти в моё сердце и заставить меня любить Себя. Лишь от моего желания зависит, хочу я быть с Богом или буду жить без Него, самостоятельно, по своим собственным законам. И никто мне в этом особо препятствовать не будет.

Так в чём же проблема? А проблема в том, что, в отличие от меня, весь окружающий мир подчиняется тем правилам, которые установил Творец. Так, например, по закону всемирного тяготения, яблоко, когда созреет, упадёт с ветки дерева на землю, а не полетит как птичка прямо в открытое небо. Если я игнорирую этот Богом установленный закон и в надежде полетать прыгну с дерева, меня ждёт горькое разочарование. Но Бог сотворил не только физическую реальность. Он Творец и духовного мира. И здесь Он установил такие же незыблемые правила, которые необходимо соблюдать точно так же, как и закон всемирного тяготения. Минимальный свод этих правил дан в заповедях Моисея. А их суть сформулирована Христом: возлюби Бога всем сердцем твоим и возлюби ближнего, как самого себя. Иными словами, перед всяким своим делом задавай себя два вопроса. Первый: как то, что я хочу сделать, соотносится с волей Бога? И второй: принесёт ли это пользу тем, кто меня окружает? Печально то, что с правилами физической реальности мы как-то разобрались. А вот законы реальности духовной мы постоянно игнорируем. Во всех своих делах мы упорно продолжаем искать и выполнять свою собственную волю. Мы не привыкли задавать себе вопрос: а что от меня прямо сейчас хочет Бог? У нас нет такого навыка. Мы сами решаем, что Он хочет. А потому и окружающих людей мы рассматриваем зачастую или как тех, кто помогает нам двигаться к желанной цели или как нейтральных статистов, или как препятствия на пути реализации моих проектов. Отсюда стычки, конфликты, обиды, претензии, злоба, вражда, ревность, превозношение, соперничество, подлость и многое другое. В общем, мы раз за разом прыгаем с дерева в надежде, что вдруг полетим.

Кающийся грешник — это человек, которому надоело лежать в гипсе, а потом, после выписки, опять ломать очередную конечность. Когда его голову посещает светлая мысль, что хватит бегать по кругу, необходимо попробовать жить иначе, по заповедям Евангелия, весь персонал небесного госпиталя искренне радуется. Наконец-то не просто свободное, но здравое решение. Наконец-то после многочисленных намёков, подсказок, вразумлений ещё один прозрел и увидел, что его упрямство и эгоизм и есть тот булыжник, который он собственноручно положил себе на сердце. Именно он давил его своей тяжестью и мешал жить легко, радо


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!