Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 37-43
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Каждое из четырех Евангелий было написано по определённому поводу и с определённой целью. Так, Евангелие от Луки представляет собой историческую хронику, и этим оно отличается от трёх других Евангелий, при написании которых перед их авторами не стояла задача соблюдения строгой хронологии. Можно было бы предположить, что апостол Лука в написанном им Евангелии постарается как-то смягчить те эпизоды, которые имеют довольно загадочный характер, ведь исторические хроники и загадки — это не самое лучшее сочетание. Однако этого по какой-то причине не произошло, и как раз в Евангелии от Луки мы встречаем немало сложных для понимания сюжетов, часть из которых содержится лишь в этом Евангелии, а другую часть можно найти и в параллельных местах Евангелий от Матфея и Марка. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, он относится к загадочным сюжетам второго рода, и параллельные рассказы мы можем найти в Евангелиях от Матфея и Марка. Давайте послушаем этот отрывок из Евангелия от Луки и попытаемся приблизиться к его пониманию.
Все три евангелиста, которые сочли необходимым записать эту историю, сделали важное замечание: Христос с учениками встретил больного мальчика и его отца сразу же после событий Преображения Господня. Конечно, это замечание необходимо не только ради понимания хронологии служения Христа, но и ради того, чтобы мы могли увидеть ту бездну, которая разделяет две эти евангельские истории.
Вот возвышенное и величественное Преображение, беседа Христа с древними пророками Моисеем и Илией, слова о грядущих Страданиях Спасителя, и вот обычная человеческая жизнь, которая, как иногда кажется, не имеет никакой связи с божественным откровением. И мы, в самом деле, привыкли разделять богословие и реальность, разделяем мы также Евангелие и нашу повседневность, в которой как будто бы далеко не всегда есть место евангельским истинам. Указание на последовательность евангельских событий и, как следствие, на непосредственное столкновение Христа и Его учеников с повседневной реальностью человеческой жизни сразу после Преображения говорит нам о том, что между богословием и обыденностью есть неразрывная связь, и ни в коем случае не стоит отрывать одно от другого.
Судя по всему, в какой-то момент Христовы ученики уподобились нам и провели границу между богословием и реальностью, а потому-то они и оказались неспособны помочь одержимому мальчику. Евангелия от Луки и Марка, в отличие от Евангелия от Матфея, не сохранили слов Христа, которыми Он описал причину, по которой апостолы не смогли исцелить ребёнка, эта причина Евангелием от Матфея выражена так: «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:19–20).
Эти слова Христа могут быть поняты как указание на то, что вера не должна ограничиваться лишь теми сферами жизни, которые мы называем религиозными, она должна простираться дальше и охватывать собой всю жизнь человека так, чтобы в ней не было тех мгновений, когда мы забываем о Боге, о Его всеблагом промысле, не должны мы забывать и о том, что Бог присутствует везде, всегда и во всём, а потому и жить необходимо в осознании и ощущении постоянного присутствия Божия, это и будет той жизнью по вере, к которой призвал нас Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов