— Я уеду пораньше. Четырёх-пяти дней вполне достаточно. Полечу в Африку. Я туда давно собиралась. Но как всё это тяжко. Тяжко, тяжко...
Шарлотта, героиня фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната», раздосадована. Женщина приехала в гости к Эве, своей взрослой, замужней дочери, и собиралась какое-то время пожить в её загородном доме. А спустя всего несколько часов после приезда, кажется, уже изменила свои планы. Только что прозвучал фрагмент из картины, в котором Шарлотта, размышляя вслух наедине с собой, решает не задерживаться у дочери. Но что же заставило её передумать? Ведь она не виделась с Эвой целых семь лет!..
Киноленту «Осенняя соната» шведский режиссёр Ингмар Бергман снял в 1978 году. И вот уже более сорока лет она будоражит умы, сердца и души зрителей, которые продолжают разгадывать фильм, открывать в нём новые смыслы. Первый набросок сценария «Осенней сонаты» Бергман сделал в 1976-м. Картина вышла на экраны через два года, и завоевала такие престижные кинопремии, как «Сезар» и «Золотой глобус», а также получила две номинации на премию «Оскар».
«Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — так вкратце описывал «Осеннюю сонату» сам режиссёр. И в этом конфликте Бергман пошёл намного дальше классического противостояния отцов и детей. Он показал глубочайшую духовную драму о том, какой выстраданной может быть любовь, как трудно порой даются раскаяние и прощение. Кстати, в какой-то мере картину можно назвать автобиографичной. У самого Бергмана был конфликт с матерью, и он никак не мог её простить, в чём позже очень сильно раскаивался. Режиссёр писал в своих мемуарах, что после смерти матери все время представлял, как приходит к ней и просит прощения.
Снятый в самой простой манере, фильм получился мощным, многогранным и ошеломляющим. Любопытно, что многие критики сравнивают его с музыкальным произведением — и не только из-за названия, но и потому, что режиссёр создал картину по всем правилам сонатной формы. Партия матери и дочери сначала противопоставляются друг другу, потом обе они развиваются с нарастающим напряжением, переплетаются, достигают предельного накала, чтобы в финале обрести новое звучание. И переломным моментом в киноповествовании становится эпизод, когда мать и дочь задают друг другу один и тот же вопрос, который не даёт покоя им обеим:
— Эва?
— Да, мама.
— Ты любишь меня?
— Ты же моя мать.
— Это тоже ответ.
— А ты меня любишь?
— Ну конечно, очень!
— Нисколько...
И после этого неожиданного диалога зрители становятся свидетелями одновременно и суда, и исповеди, и катарсиса. Актёрская работа получилась глубоко эмоциональной. Актрисы словно не играют, а проживают жизни своих героинь. Режиссёр не раздумывал над тем, кто сыграет мать и дочь в его картине. «На эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их», — писал он в своих заметках. Роль Шарлотты принесла Ингрид Бергман, однофамилице режиссёра, награду «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А Лив Ульман за роль Эвы получила премию Итальянской киноакадемии.
Операторская работа в картине «Осенняя соната» тоже на высоте. За камерой стоял шведский кинооператор Свен Нюквист. Он талантливо и выразительно запечатлел крупные планы героинь, мельчайшие черты их лиц, мимику, движения, эмоции. Во многом благодаря этому фильм пронизывает особенная атмосфера и остро ощущается эффект присутствия. Временами кажется, что действие происходит не на экране, а на театральной сцене, а ты сидишь в первом ряду партера. Не случайно «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана очень любят театральные режиссёры. К примеру, в 2012 году в театре «Современник» её поставила режиссёр Елена Половцева. В одном из интервью она заметила, что главная мораль произведения созвучна библейской заповеди о почитании родителей. У детей всегда найдутся к ним претензии. Но люди смертны, и у нас не так уж много времени, чтобы сказать родителям о нашей любви. Поэтому единственное, что на самом деле важно — заботиться о родителях и благодарить их за то, что мы появились на свет.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер