— Я уеду пораньше. Четырёх-пяти дней вполне достаточно. Полечу в Африку. Я туда давно собиралась. Но как всё это тяжко. Тяжко, тяжко...
Шарлотта, героиня фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната», раздосадована. Женщина приехала в гости к Эве, своей взрослой, замужней дочери, и собиралась какое-то время пожить в её загородном доме. А спустя всего несколько часов после приезда, кажется, уже изменила свои планы. Только что прозвучал фрагмент из картины, в котором Шарлотта, размышляя вслух наедине с собой, решает не задерживаться у дочери. Но что же заставило её передумать? Ведь она не виделась с Эвой целых семь лет!..
Киноленту «Осенняя соната» шведский режиссёр Ингмар Бергман снял в 1978 году. И вот уже более сорока лет она будоражит умы, сердца и души зрителей, которые продолжают разгадывать фильм, открывать в нём новые смыслы. Первый набросок сценария «Осенней сонаты» Бергман сделал в 1976-м. Картина вышла на экраны через два года, и завоевала такие престижные кинопремии, как «Сезар» и «Золотой глобус», а также получила две номинации на премию «Оскар».
«Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — так вкратце описывал «Осеннюю сонату» сам режиссёр. И в этом конфликте Бергман пошёл намного дальше классического противостояния отцов и детей. Он показал глубочайшую духовную драму о том, какой выстраданной может быть любовь, как трудно порой даются раскаяние и прощение. Кстати, в какой-то мере картину можно назвать автобиографичной. У самого Бергмана был конфликт с матерью, и он никак не мог её простить, в чём позже очень сильно раскаивался. Режиссёр писал в своих мемуарах, что после смерти матери все время представлял, как приходит к ней и просит прощения.
Снятый в самой простой манере, фильм получился мощным, многогранным и ошеломляющим. Любопытно, что многие критики сравнивают его с музыкальным произведением — и не только из-за названия, но и потому, что режиссёр создал картину по всем правилам сонатной формы. Партия матери и дочери сначала противопоставляются друг другу, потом обе они развиваются с нарастающим напряжением, переплетаются, достигают предельного накала, чтобы в финале обрести новое звучание. И переломным моментом в киноповествовании становится эпизод, когда мать и дочь задают друг другу один и тот же вопрос, который не даёт покоя им обеим:
— Эва?
— Да, мама.
— Ты любишь меня?
— Ты же моя мать.
— Это тоже ответ.
— А ты меня любишь?
— Ну конечно, очень!
— Нисколько...
И после этого неожиданного диалога зрители становятся свидетелями одновременно и суда, и исповеди, и катарсиса. Актёрская работа получилась глубоко эмоциональной. Актрисы словно не играют, а проживают жизни своих героинь. Режиссёр не раздумывал над тем, кто сыграет мать и дочь в его картине. «На эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их», — писал он в своих заметках. Роль Шарлотты принесла Ингрид Бергман, однофамилице режиссёра, награду «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А Лив Ульман за роль Эвы получила премию Итальянской киноакадемии.
Операторская работа в картине «Осенняя соната» тоже на высоте. За камерой стоял шведский кинооператор Свен Нюквист. Он талантливо и выразительно запечатлел крупные планы героинь, мельчайшие черты их лиц, мимику, движения, эмоции. Во многом благодаря этому фильм пронизывает особенная атмосфера и остро ощущается эффект присутствия. Временами кажется, что действие происходит не на экране, а на театральной сцене, а ты сидишь в первом ряду партера. Не случайно «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана очень любят театральные режиссёры. К примеру, в 2012 году в театре «Современник» её поставила режиссёр Елена Половцева. В одном из интервью она заметила, что главная мораль произведения созвучна библейской заповеди о почитании родителей. У детей всегда найдутся к ним претензии. Но люди смертны, и у нас не так уж много времени, чтобы сказать родителям о нашей любви. Поэтому единственное, что на самом деле важно — заботиться о родителях и благодарить их за то, что мы появились на свет.
Служение - лекарство от выгорания. Наталья Сазонова
Как-то в разговоре о медиках, мой духовник сказал, что можно всю жизнь лечить, спасать людей и при этом не спасти своей души. Я тогда только начинала работать в медицине, и к услышанному отнеслась с непониманием и некоторой обидой за коллег. Но в будущем мне пришлось не раз задуматься над теми словами духовника.
В Евангелии Христос, определяя норму взаимоотношений между людьми, призывает к служению ближнему.
Врачи призваны помогать людям. Но оказалось, это можно делать по-разному. Ну, например: можно на просьбу больного дать вторую подушку, ответить, что её нет. И нисколько не покривить душой. А можно приложить усилия и сделать лежачему больному удобное изголовье.
Можно предупредить перед тем как сделать внутривенный укол: «Потерпите, будет неприятно, таков препарат». И больной будет терпеть, разве у него есть выбор? А можно чуть больше потратить своего времени, но сделать так, чтобы введение этого препарата было безболезненно.
На мой взгляд, служение в медицине — это сопереживание чужим страданиям. Оно и в словах поддержки, и в проявлении заботы, и в уходе, и в лечении. Без служения, высокое призвание нашей профессии становится обыкновенным ремеслом. Пусть даже высокопрофессиональным. Без служения, оно часто является источником тщеславия. Когда медик смотрит на болезнь отдельно от больного. Она интересует его как лишняя возможность практики. Возможность утвердиться в мнении о своём профессионализме. «Я сделал такую сложную операцию! Я — прекрасный врач». Но самому больному остаться безучастным. Отсюда и цинизм в профессии, а потом и выгорание. Был такой печальный опыт и у меня.
Случились личные неприятности. Я полностью погрузилась в свои переживания. Работала на автомате, к больным была безучастна, думала только о своей беде.
Как-то ночью, по дежурству, была в приёмном отделении. Из машины скорой выгружали каталку с пострадавшей в ДТП. Женщине предстояла срочная операция. Её как можно быстрее готовили в операционную. А она, преодолевая боль, молила: «Пожалуйста, запишите телефон, позвоните мужу, он не знает, где я».
Я успела записать номер буквально перед дверями операционной. Позвонила ее мужу. И в тот момент снова вспомнила о своём призвании. Лекарством от моего выгорания стала вот эта искра человеческого сострадания, понимания просьбы той женщины.
Вот он ответ, как спасая других, спастись самим? Видеть просто тела, но живые души наших пациентов. Разделять их боль. Тогда мы, медики, будем не только спасать людей, но и свои души.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Промысл. Нина Юркова
С детства, воспитываясь в церковной среде, я слышала о Промысле Божием.
«Это Промысл Божий» — говорили между собой церковные бабушки о зрелой женщине, которая — о невиданное по деревенским меркам дело — до сих пор не замужем. «Это было так промыслительно!» — облегченно вздыхал человек, опоздавший на автобус, не поехавший по дороге, где, как потом стало известно, в эти часы, когда он планировал ехать, сошла сель. «Видно такой о нём Промысл» — те же церковные бабушки обнимали мать солдатика, погибшего в Чечне.
Так понятие о Промысле жило в моей голове, не имея определения, но оно будто в нём и не нуждалось, потому как житейские примеры сами свидетельствовали о том, что есть Промысл. Крайне редко я слышала от кого-нибудь из окружения что-то хорошее в связи с этим словом, и долгое время никак не связывала Промысл Божий с Его непрестанной заботой о мире и о каждом из нас.
Но недавно меня осенило: столько всего в моей жизни сложилось промыслительно! И внезапное поступление в институт в Москве, которое в моменте воспринималось как трагедия, ведь в родном городе оставались буквально все, кто мне дорог. И учёба в этом православном ВУЗе, где мне так сложно было приспособиться к порядкам и нравам, впрочем, в итоге этот этап стал очень формирующим меня в духовном плане. И разорванная помолвка, в результате которой произошло переосмысление себя как человека и своих отношений с Богом.
Мне стало ясно: Промысл — это не карательная мера, при которой грозный Судья наказывает за грехи. Да, порой обстоятельства, в которых действует Промысл могут быть весьма и весьма суровыми. Но даже их заботливый Господь в итоге оборачивает нам ко благу, стоит лишь довериться Ему.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Про борщ и христианство. Наталья Сазонова
Тертуллиан сказал: «Душа человека по природе — христианка». Я давно старалась осмыслить эту фразу. Мне всегда казалось это о том, что душа всякого человека способна почувствовать Бога. Но однажды произошло событие, которое помогло мне увидеть, как эти слова реально проявились в человеке.
Мы с подругой помогали многодетной семье. Мама шестерых детей тяжело болела. Я готовила обед, а подруга отвозила её на своей машине. Но неожиданно ей срочно пришлось уехать. Отвезти суп было некому. Тогда я упаковала пятилитровую кастрюлю с борщом и вызвала местное такси.
Приехал уже знакомый таксист. Всегда строгий, придирчивый и ругающий предыдущих пассажиров за испачканный салон. Я села на заднее сиденье. Сумку поставила вниз, на коврик. Ехать недолго, дорога прямая, пролиться не должно. На всякий случай придерживала крышку кастрюли рукой.
Почти подъехали ... И тут таксист резко вывернул из-за встречной машины. Суп выплеснулся в сумку и протёк на коврик. Я так испугалась, что признаться не хватило духу! Быстро расплатилась и выскочила из машины. Тут же позвонила диспетчеру такси, рассказала о случившемся и попросила передать мои извинения таксисту.
Прошло время.
Воскресным утром, опаздывая в храм, я привычно вызвала городское такси. Села в машину, и тут раздался строгий голос водителя: «Ну, вот мы и встретились».
Это был тот самый таксист. Всю дорогу он выговаривал мне за испорченный коврик от супа, возмущался, что ему пришлось оплачивать химчистку салона, и в итоге предъявил общий счёт.
Я, извиняясь, отдала деньги. Он, глядя с неприязнью, продолжал ругаться. Я снова извинилась:
«Простите, понимаю все неудобства, которые мы Вам причинили, но Вы нас так выручили тогда...» Я всё ему рассказала. Неожиданно лицо мужчины изменилось, подобрело. Он смягчился. И вдруг ... вернул деньги за химчистку. Я отказывалась, но он, прибавив к сумме еще несколько купюр, попросил купить на эти средства фрукты для той семьи.
После службы я шла домой и думала о происшедшем. Почему такая резкая перемена в намерениях этого человека? Почему ему так захотелось стать причастным к доброму делу?
И тут я вспомнила: «душа по природе — христианка». Христианка не только в наличии религиозного чувства, христианка потому, что имеет в себе частичку Божественной любви. Она проявляется готовностью помочь и пожертвовать, стремлением поступить по совести. Вот такую душу я встретила в этом незнакомом таксисте.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение