
«Осенняя соната», студия Filmédis, Incorporated Television Company (ITC), Personafilm, Suede Film, режиссёр Ингмар Бергман
— Я уеду пораньше. Четырёх-пяти дней вполне достаточно. Полечу в Африку. Я туда давно собиралась. Но как всё это тяжко. Тяжко, тяжко...
Шарлотта, героиня фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната», раздосадована. Женщина приехала в гости к Эве, своей взрослой, замужней дочери, и собиралась какое-то время пожить в её загородном доме. А спустя всего несколько часов после приезда, кажется, уже изменила свои планы. Только что прозвучал фрагмент из картины, в котором Шарлотта, размышляя вслух наедине с собой, решает не задерживаться у дочери. Но что же заставило её передумать? Ведь она не виделась с Эвой целых семь лет!..
Киноленту «Осенняя соната» шведский режиссёр Ингмар Бергман снял в 1978 году. И вот уже более сорока лет она будоражит умы, сердца и души зрителей, которые продолжают разгадывать фильм, открывать в нём новые смыслы. Первый набросок сценария «Осенней сонаты» Бергман сделал в 1976-м. Картина вышла на экраны через два года, и завоевала такие престижные кинопремии, как «Сезар» и «Золотой глобус», а также получила две номинации на премию «Оскар».
«Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — так вкратце описывал «Осеннюю сонату» сам режиссёр. И в этом конфликте Бергман пошёл намного дальше классического противостояния отцов и детей. Он показал глубочайшую духовную драму о том, какой выстраданной может быть любовь, как трудно порой даются раскаяние и прощение. Кстати, в какой-то мере картину можно назвать автобиографичной. У самого Бергмана был конфликт с матерью, и он никак не мог её простить, в чём позже очень сильно раскаивался. Режиссёр писал в своих мемуарах, что после смерти матери все время представлял, как приходит к ней и просит прощения.
Снятый в самой простой манере, фильм получился мощным, многогранным и ошеломляющим. Любопытно, что многие критики сравнивают его с музыкальным произведением — и не только из-за названия, но и потому, что режиссёр создал картину по всем правилам сонатной формы. Партия матери и дочери сначала противопоставляются друг другу, потом обе они развиваются с нарастающим напряжением, переплетаются, достигают предельного накала, чтобы в финале обрести новое звучание. И переломным моментом в киноповествовании становится эпизод, когда мать и дочь задают друг другу один и тот же вопрос, который не даёт покоя им обеим:
— Эва?
— Да, мама.
— Ты любишь меня?
— Ты же моя мать.
— Это тоже ответ.
— А ты меня любишь?
— Ну конечно, очень!
— Нисколько...
И после этого неожиданного диалога зрители становятся свидетелями одновременно и суда, и исповеди, и катарсиса. Актёрская работа получилась глубоко эмоциональной. Актрисы словно не играют, а проживают жизни своих героинь. Режиссёр не раздумывал над тем, кто сыграет мать и дочь в его картине. «На эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их», — писал он в своих заметках. Роль Шарлотты принесла Ингрид Бергман, однофамилице режиссёра, награду «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А Лив Ульман за роль Эвы получила премию Итальянской киноакадемии.
Операторская работа в картине «Осенняя соната» тоже на высоте. За камерой стоял шведский кинооператор Свен Нюквист. Он талантливо и выразительно запечатлел крупные планы героинь, мельчайшие черты их лиц, мимику, движения, эмоции. Во многом благодаря этому фильм пронизывает особенная атмосфера и остро ощущается эффект присутствия. Временами кажется, что действие происходит не на экране, а на театральной сцене, а ты сидишь в первом ряду партера. Не случайно «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана очень любят театральные режиссёры. К примеру, в 2012 году в театре «Современник» её поставила режиссёр Елена Половцева. В одном из интервью она заметила, что главная мораль произведения созвучна библейской заповеди о почитании родителей. У детей всегда найдутся к ним претензии. Но люди смертны, и у нас не так уж много времени, чтобы сказать родителям о нашей любви. Поэтому единственное, что на самом деле важно — заботиться о родителях и благодарить их за то, что мы появились на свет.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема