
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 264 зач., II, 1-8

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что случится, если мы вдруг встретим в своей жизни святого человека? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Проповедь апостола Павла была приятна не всем. Сопротивление его слову мы встречаем даже среди христиан. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что у Павла были противники в общине города Салоники. Они упрекали его в том, что в своей проповеди Евангелия он якобы хотел угодить не Богу, а людям. Дескать, он льстил своим слушателям из корыстных побуждений, в поисках выгоды. Апостола обвиняли в тщеславии и любоначалии. Очевидно, что оппоненты Павла ошибались. Его мотивы были иные. Им двигало желание во всем исполнять волю Небесного Отца и быть полезным в деле распространения и утверждения Церкви Христовой. Истинность этих намерений он подтвердил своей мученической смертью. А потому обвинения против него сейчас кажутся нелепыми и смешными. Однако современникам святого так не казалось.
Это было связано с тем, что Павел делал огромный акцент на свободе благодати, которую он противопоставлял рабству закона. Что это означает на практике духовной жизни? Павел призывал людей в своей повседневной деятельности в первую очередь руководствоваться велением верующего сердца, а не записанной на бумаге инструкцией. То есть, больше полагаться на духовную интуицию. Однако проблема в том, что жизнь полна неоднозначных и сложных ситуаций. И не всегда в этих ситуациях ответ свыше звучит в нашей душе четко и внятно. Порой наступает тягостное молчание. Бывает и по-другому: ответ очевиден, но он вступает в противоречие с общепринятыми нормами или же грозит какой-то серьезной и тяжелой потерей. Как, например, в случае с патриархом Авраамом, которого голос Божий побуждал принести в жертву своего единственного сына. В общем, нередко дар свободы означает, что человек должен действовать на свой страх и риск. Доверяя лишь велению сердца и уповая на Бога. Согласитесь, как хочется в такие моменты заручиться ощутимой поддержкой какого-то внешнего авторитета и получить четкую инструкцию!
Вот многие христиане видели такой внешний авторитет и поддержку в ритуальном законе. Это было нечто вроде гарантии того, что я двигаюсь в правильном направлении. А Павел призывал отказаться от этих гарантий. Это наполняло сердца христиан страхом. Ведь жизнь становилась в определенной степени непредсказуемой и неконтролируемой. Предполагалось, что каждый момент я должен иметь мужество сделать выбор, принять самостоятельно, возможно, судьбоносное решение. Это в свою очередь требовало от человека постоянной работы над собой. Необходимо пребывать в духовной бодрости, непрестанно улучшать свою связь с Богом и людьми. Что-то пересматривать, что-то менять, от чего-то отказываться. Ни тебе покоя, ни отдыха. Постоянный дискомфорт. Намного проще по накатанному шаблону исполнять из раза в раз стандартные ритуальные действия. Это наполняет уверенностью, что я на верном пути. Вот и возмущались вполне себе церковные христиане на апостола. В его словах они видели угрозу своей внешней и внутренней стабильности.
Дай же нам, Господи, быть Твоими истинными учениками. Помоги нам взращивать в своем сердце безусловную веру в Тебя. Чтобы не только видеть Твою волю о нас, но и, преодолевая всякий страх, следовать этому голосу, чтобы исполнить Твое Евангелие и уже здесь на земле наполнится миром и покоем Твоего Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.