
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 264 зач., II, 1-8

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что случится, если мы вдруг встретим в своей жизни святого человека? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Проповедь апостола Павла была приятна не всем. Сопротивление его слову мы встречаем даже среди христиан. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что у Павла были противники в общине города Салоники. Они упрекали его в том, что в своей проповеди Евангелия он якобы хотел угодить не Богу, а людям. Дескать, он льстил своим слушателям из корыстных побуждений, в поисках выгоды. Апостола обвиняли в тщеславии и любоначалии. Очевидно, что оппоненты Павла ошибались. Его мотивы были иные. Им двигало желание во всем исполнять волю Небесного Отца и быть полезным в деле распространения и утверждения Церкви Христовой. Истинность этих намерений он подтвердил своей мученической смертью. А потому обвинения против него сейчас кажутся нелепыми и смешными. Однако современникам святого так не казалось.
Это было связано с тем, что Павел делал огромный акцент на свободе благодати, которую он противопоставлял рабству закона. Что это означает на практике духовной жизни? Павел призывал людей в своей повседневной деятельности в первую очередь руководствоваться велением верующего сердца, а не записанной на бумаге инструкцией. То есть, больше полагаться на духовную интуицию. Однако проблема в том, что жизнь полна неоднозначных и сложных ситуаций. И не всегда в этих ситуациях ответ свыше звучит в нашей душе четко и внятно. Порой наступает тягостное молчание. Бывает и по-другому: ответ очевиден, но он вступает в противоречие с общепринятыми нормами или же грозит какой-то серьезной и тяжелой потерей. Как, например, в случае с патриархом Авраамом, которого голос Божий побуждал принести в жертву своего единственного сына. В общем, нередко дар свободы означает, что человек должен действовать на свой страх и риск. Доверяя лишь велению сердца и уповая на Бога. Согласитесь, как хочется в такие моменты заручиться ощутимой поддержкой какого-то внешнего авторитета и получить четкую инструкцию!
Вот многие христиане видели такой внешний авторитет и поддержку в ритуальном законе. Это было нечто вроде гарантии того, что я двигаюсь в правильном направлении. А Павел призывал отказаться от этих гарантий. Это наполняло сердца христиан страхом. Ведь жизнь становилась в определенной степени непредсказуемой и неконтролируемой. Предполагалось, что каждый момент я должен иметь мужество сделать выбор, принять самостоятельно, возможно, судьбоносное решение. Это в свою очередь требовало от человека постоянной работы над собой. Необходимо пребывать в духовной бодрости, непрестанно улучшать свою связь с Богом и людьми. Что-то пересматривать, что-то менять, от чего-то отказываться. Ни тебе покоя, ни отдыха. Постоянный дискомфорт. Намного проще по накатанному шаблону исполнять из раза в раз стандартные ритуальные действия. Это наполняет уверенностью, что я на верном пути. Вот и возмущались вполне себе церковные христиане на апостола. В его словах они видели угрозу своей внешней и внутренней стабильности.
Дай же нам, Господи, быть Твоими истинными учениками. Помоги нам взращивать в своем сердце безусловную веру в Тебя. Чтобы не только видеть Твою волю о нас, но и, преодолевая всякий страх, следовать этому голосу, чтобы исполнить Твое Евангелие и уже здесь на земле наполнится миром и покоем Твоего Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











