Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 16-21. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 16-21

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то раз я беседовал с директором одного крупного предприятия, и неожиданно речь зашла о повышении зарплат. Я был весьма удивлён, когда узнал, что он индексирует зарплаты сотрудникам неодинаково: кому-то больше, кому-то — меньше. Поначалу меня это возмутило: как так, это же несправедливо? Если предприятие имеет некий избыток, почему бы его не распределить всем в равной степени? На моё возмущение он усмехнулся и сказал: мы это уже проходили. Если простому рабочему в два раза увеличить зарплату — мы его потеряем. А вот если ключевому инженеру — который и так достойно получает — то его ещё больше приобретём. Этой логики я не понимал — пока не вчитался в Евангельские слова, где и нашёл ответ: давайте послушаем вместе чтение из 8й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит во время богослужения в наших храмах.

Глава 8.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Христос призывает Своих слушателей «наблюдать» — буквально «всматриваться» — в то, как они воспринимают Его слова. И дальше звучит очень странный афоризм: «ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь». Казалось бы, какая вопиющая несправедливость? Разве в первую очередь не следует наполнять то, что наиболее опустошено?

Для ответа я бы предложил вспомнить, как вытаскивают машину, застрявшую в грязи — враскачку. Прилагая совсем небольшое усилие раз за разом, увеличивается амплитуда — и вот, через какое-то время удаётся вытолкнуть её из ямы. Но резонанс работает только когда машина пусть совсем немного — но уже сдвинулась с места. Пока она стоит намертво, неподвижно — сколько ни тужься, но проблему не решить даже впятером.

Призывая внимательно наблюдать за тем, как мы воспринимаем Слово Божие, Спаситель предлагает нам почувствовать тот самый момент, когда наша душа начинает откликаться, живо реагировать на услышанное — это добрый знак того, что наша тяжеловесная «машина» души — чем только ни нагруженная! — сдвинулась с мёртвой точки — а, значит, есть смысл её дальше «раскачивать». Но если её ничто не «цепляет», не задевает — как говорится, в одно ухо влетело — в другое — вылетело, есть реальная опасность, что «импульсы» с Неба, направляемые к нам не только в виде изречений Писания, но и множеством других способов, начнут становиться всё тише и тише — и однажды вообще прекратятся. Ведь и с закопавшейся в грязь машиной так бывает: буксовали, буксовали, настолько глубоко зарылись — что машина буквально срослась с почвой и её сдвинуть с места можно уже только с помощью мощного трактора.

Как же научиться не пропускать эти «небесные импульсы», которые чаще всего бывают совсем незаметными, незначительными? Я бы назвал для этого несколько условий.

Первое — надо учиться быть чуть-чуть менее упрямыми, упёртыми, жёстко отстаивающими своё мнение. Если мы «стоим на своём, как вкопанные» — едва ли нам получится ощутить слабый импульс извне.

Второе — если мы будем ждать этот импульс с какой-то конкретной стороны — скорее всего, мы его пропустим с другой. Значит, необходимо быть в равной степени открытым для любого условного «прикосновения» — вне зависимости от того, что мы предполагаем, должно и может произойти.

Третье — обучиться такой внутренней чуткости абсолютно невозможно, когда нас самих — «слишком много»: бесконечное перемалывание личных проблем, забот, переживаний, тревог и опасений надёжно изолирует нас от восприятия любых «импульсов»: нам просто не до них, мы целиком застряли в самих себе.

И последнее. Способность принимать неопределённость, неустойчивость, непредсказуемость не как ущербность в управлении, а как главный признак наличия живой веры, «распахнутости» навстречу неизвестному — то, в чём каждый из нас может ежедневно упражняться. И, поверьте, каждый раз чуть-чуть больше приоткрывая простор для этой неопределённости, наша внутренняя чуткость будет расти всё больше и больше!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!