Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам видеть заброшенные дома, в которых поселились бродяги и пьяницы? Но пока в доме есть хотя бы один живой человек — они и близко не подойдут. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, какие «бродяги» могут захватить дом нашей души — и почему это происходит. Давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое звучит сегодня в наших храмах во время богослужения.
Несколько выше в Евангелии от Луки рассказывалось о том, как Христос изгонял демонов, и люди пробуждались от одержимости к нормальной, полноценной жизни. Но каждый из освобождённых — уже сам решал, с кем ему дальше быть: в отличие от демонов, Бог не ищет насильного установления Своей власти над человеческой душой — Ему нужны соработники, единомышленники, а не обречённые и унылые пленники.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что в духовной жизни невозможно находиться в своего рода «духовном нейтралитете»: ты или с Богом, на Его стороне — или неизбежно окажешься в стане врага — то есть с диаволом. Именно об этом слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Однако этот переход из одного лагеря в другой происходит не мгновенно: есть своего рода «зазор», пауза в жизни, которую очень важно суметь разглядеть. Поясню на примере.
Человек осознал грех, искренне раскаялся, принёс от души плоды покаяния и исповедался. Получив разрешения от греха в таинстве, причастившись, он ощущает себя внутренне освободившимся от уз, которыми диавол пытался установить свою власть над ним. В этом состоянии благодушия, когда ничего уже сильно не тревожит совесть, душа перестала болеть, можно легко попасть в ловушку, о которой нас и предупреждает сегодня Евангелие. Имя этой ловушки — духовная беззаботность, праздность. Её корень — религиозное самодовольство: явных грехов нет, покаяние принесено, в жизни всё более-менее ровно и благочестиво. Одним словом, «затишье». Большой ошибкой будет думать, что это «затишье» и есть устойчивое состояние примирения с Богом. Отнюдь: именно в этот момент кажущегося — да, да, именно кажущегося! — умиротворения вокруг всё плотнее начинают сгущаться тёмные силы, чтобы обрушиться с такой невероятной силой, перед которой едва ли человек сможет устоять. Смысл этой «паузы» предельно простой: не расслабляться мнимым благодушием, а заранее как следует подготовиться к тому, что атака вражеской силы неизбежно наступит!
Что же необходимо делать, чтобы не допустить в душу «семь злейших духов» после изгнания одного? Ответ прост: внутренний мир не должен быть пустым, в душе должна идти постоянная работа, что-то должно болеть, что-то должно гореть, что-то должно расти и развиваться. Также, как жилой дом отличается от нежилого наличием в нем живущих, так и освободившаяся от греха или демона душа не может оставаться в праздности. У святых отцов есть замечательный образ: пока горит костер — никакой дикий зверь не посмеет приблизиться. Костер в нашей душе — это устремлённость к нашему Небесному Отечеству, чистоте и святости Бога, Его любви и общению с Ним. Это необязательно должно проявляться в постоянной молитве: верующий знает, что любое дело, любая мысль, любое слово, которое мы совершаем с памятью и обращённостью ко Христу, становятся проявлением этой устремлённости — и сами же её подпитывают. Пока в доме нашей души ярко горит очаг — находящимся снаружи супостатам видны отблески, и они побоятся атаковать нас. Но стоит огню погаснуть — тотчас с разных сторон потянутся струйки вражеских помыслов, чтобы заморочить, запугать, притупить духовное чутьё соблазнительным мороком комфорта и покоя.
Вот почему важно быть верными в наших обещаниях Богу, регулярно совершать молитвенное правило, ходить в храм не от случая к случаю, а в воскресные и праздничные дни — всё это помогает поддерживать горение души и не позволять погаснуть огню связи с Богом, только которая и может нас надёжно защитить от любых поползновений врага рода человеческого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов