Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь приходилось видеть нераскрывшийся бутон цветка, погибший от первых заморозков? Печальное зрелище — ещё немного, и явился бы миру чудесный, ароматный цветок — но, увы, мороз сковал его крепко и не позволил реализоваться. В сегодняшнем Евангелии мы услышим, какие силы способны поступить с человеческой душой также, как мороз — с бутоном. Давайте внимательно послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Этот евангельский эпизод очень важен для понимания того, как действует в человеке демоническая сила — и как — Божественная. Демон, оказавшись внутри, как бы «запирает», «затыкает» человеческую природу, не позволяет ей раскрываться «от себя самой»: продолжая наш образ, демоны «подмораживают» человека и тем самым его лишают свободы. В норме у нас есть всё, что позволяет нам и слышать, и говорить — без словесного общения человек обречён на очень ущербную жизнь. Это происходит, когда дьявольская сила как бы «связывает» человеческую природу своей властью и становится источником непрекращающегося страдания.
Зададимся вопросом: а в чем же интерес бесов в этом «связывании» человеческой природы? Порабощённый демоном человек не может раскрыться и тем самым реализовать Божественный замысел о себе. Другими словами, оказавшийся в плену у диавольских сил — это «минус один» потенциальный боец в ряду воинов Божественного света. Причем без разницы, где именно окажется этот человек подловлен диаволом: главное, чтобы не дать ему развиться, раскрыться во всей полноте. Вот в чём и заключается коварство диавола: ему сам человек вообще не интересен, главное, чтобы у Бога было как можно меньше дееспособных сторонников.
Здесь, конечно же, следует чётко разделить грех и бесовскую одержимость. Да, любой грех — это, можно сказать, ущербность, «потеря боекомплекта». Но одержимость — уже попадание в плен, когда не сам человек собой распоряжается, а те, кто получили над ним власть. Чем больше грехов — тем больше шансов оказаться в полном плену: сопротивляться-то уже нечем! Поэтому есть только один способ сохранить свободу от диавольских ловушек: не грешить, всеми силами стремиться развивать добродетели и всячески избегать грехов — и больших, и малых.
Действие же Божественной благодати в душе человека — совершенно иное. Она не пытается «схватить» и «удержать» человека в своей власти, как это делает бесовская сила, не «упраздняет» и не «затыкает» природу — но, напротив, становится добрым, согревающим природу Светом — в лучах которого человек раскрывается во всей красоте, так, как это и было задумано Творцом. Это раскрытие — естественное, не принудительное, не вынужденное: ощутив зов Небесного Отца, душа сама по себе начинает тосковать по родному дому, по Небесному Отечеству — и в этом глубинном устремлении прорываться сквозь любые ошибки и пороки, грехи и глупости. Но это движение возможно лишь при условии хотя бы относительной, но всё же свободы — которую одержимый бесом уже не имеет.
Вот почему мы и слышим в Евангелии, что Христос Спаситель изгоняет бесов из людей — даруя возможность исцелённым снова встать в строй воинов Света. Дыханием Своего Божественного Духа Христос дует на «подмороженные» диаволом души живых людей — и те оживают, сбрасывают с себя ледяную скорлупу зависимости — и снова возвращаются в полноценную, настоящую жизнь.
Как же важно помнить о том, что любой грех, совершаемый нами — своего рода «трещина» в нашей изоляции души, сквозь которую незаметно может пробраться леденящий душу смертоносный холод — и при первых признаках «охлаждения души» срочно искать, где же мы допустили оплошность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов