
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретённая в шестнадцатом веке в Казани, относится к древнему иконографическому типу «Одигитрия». В переводе с греческого это слово означает «Указующая путь, Путеводительница». По Преданию, первая Одигитрия была написана ещё евангелистом Лукой. В середине пятого века святыню привезла из Иерусалима в Константинополь византийская царица Евдокия, жена императора Феодосия. Икона хранилась во Влахернском храме и считалась хранительницей столицы Византии. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов.
Константинопольская Одигитрия погибла в 1453 году во время штурма города турками. Османские солдаты разрубили её на части, чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями. Но образ, созданный евангелистом Лукой, нашел своё продолжение в иконах, распространившихся по всему миру, в том числе и в России.
На образах, написанных по типу Одигитрии, Отрок Христос сидит на руках Богородицы строго анфас. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или книгу. На Казанской иконе, как и на любой Одигитрии, Иисус, обращённый к молящимся, является центром композиции. Основной смысл этого образа — явление в мир Спасителя и поклонение Ему.
В изображении Богородицы Казанский образ Божией Матери несколько отличается от Влахернского первоисточника. На иконе, обретённой в Казани, Пречистая Дева также представлена фронтально, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу, но не пояс, а по плечи. Такой иконографический тип принято относить к сокращённому варианту Одигитрии.
В Россию подобную оплечную Одигитрию впервые привёз посол Василий Коробов для великого князя Василия Третьего ещё в 1516 году, то есть до явления чудотворного образа в Казани. Можно предположить, что и Казанская икона попала на русскую землю в начале или середине шестнадцатого века. Пройдя через огонь Казанского пожара, и выйдя из него невредимой, она прославилась чудесами и дала начало мощной иконографической традиции на Руси.
Все выпуски программы Небесная Заступница
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема