Как часто нам становится страшно и тоскливо жить – оттого, что мир вокруг нас ужасен, непригляден, невыносим. Наши светлые мечты не сбываются, наши лучшие творческие планы и прекрасные намерения один за другим терпят фиаско. В мире властвует слепой и бессмысленный случай, происходят нелепые смерти, природные и техногенные катастрофы, появляются все новые болезни, гибнут неповинные люди. Сама природа враждебна человеку, так и кажется, что она издевается над нами: мы ждем солнечных дней – они приносят удушливый зной, ждем дождей – так они заряжаются на месяц, неся с собой хандру, ждем зимы – а вместо снежных праздников она несет или невыносимые морозы, или простудную слякоть… Наши города серы и неблаговидны, вокруг – вымирающие вытоптанные скверы, замусоренные проспекты, автомобильные пробки. Между людьми в отношениях царят эгоизм, равнодушие, взаимная никомуненужность, а подлинную любовь и высокие чувства найдешь разве что под обложкой дешевых дамских романов…
Миллионы людей стараются изменить этот мир к лучшему – и ничего у них не выходит, мир как бетонная стена, о которую разбиваются все наши попытки его переделать. Как же быть? Может быть, мы что-то неправильно делаем? Может, главное, что мы должны переделать – самого себя?
У петербургской поэтессы Натальи Князихиной есть стихотворение:
Живцы еще живы, а окунь не жрет,
И в лодке тоска, как в могиле.
На той стороне зарастает завод,
Где прежде чего-то пилили.
От свай да руин распластались кусты -
Наверно, в них ползают змеи.
Подумалось: если б мы были чисты,
Не это бы мы лицезрели.
В самом деле, не столько мы зависим от мира, сколько мир – от нас. Нам надо что-то изменить в себе, причем кардинально и срочно. От этого мир и наша жизнь не изменятся к лучшему в один момент – но мы обретем понимание, что и как с этой жизнью делать, и обретем силы для этого делания…
С чего именно начать эти перемены в себе? Я, например, пытаюсь начать с того, что зову на помощь. Зову Кого-То по-настоящему большого и сильного, кто стоит у оснований и этого мира и меня самого, этот зов называется – молитвой. С чего начнете вы – я не знаю, ведь мы все – разные. Но я верю: если вы захотите этих перемен по-настоящему. У вас все непременно получится.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема