Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 12-18
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии описано множество чудес Христовых. Вдохновляясь этими описаниями, мы склонны ожидать, что и в нашей жизни произойдёт нечто подобное, что Христос и в нашей жизни совершит чудо, а потому для верующего человека естественно при всякой житейской скорби в первую очередь обращаться в молитве ко Христу, а уже после этого предпринимать какие-либо иные действия. Однако иногда мы сталкиваемся с тем, что Христос нас как будто бы не слышит, и если мы, к примеру, болеем, то молитва далеко не всегда приносит исцеление так, как приносили исцеление встречи со Христом на страницах Евангелия. Такое положение дел не может не смутить. Но если мы будем внимательнее к тесту Евангелия, то мы сможем понять, в чём же тут дело. Давайте послушаем отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и попытаемся сделать кое-какие выводы.
Глава 9.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
В абсолютном большинстве случаев Христос во время Своего земного служения помогал людям не только и не столько в их житейских нуждах. Такая помощь была вторичной. Первичной же в служении Спасителя была помощь духовная, которая могла иметь самые разные выражения: кому-то Он прощал грехи, кому-то указывал на недостатки в нравственной жизни, кого-то утверждал в вере. Конечно, далеко не все получившие от Христа помощь люди оказывались способны сохранить то духовное богатство, которое они получили. Прекрасный пример такого рода — паралитик у Овчей купели, судя по всему, этот человек не сумел должным образом осознать случившееся с ним, и потому он не проявил благодарности, вместо этого он дал повод иудеям обвинить Христа в очередном нарушении субботнего покоя. Впрочем, с такой трактовкой евангельской истории паралитика согласны далеко не все толкователи, есть и те, кто видит в нём лишь глубоко несчастного человека. Но важна здесь, конечно, не трактовка того или иного евангельского эпизода, а то, что Христос никогда не оказывал физической помощи без помощи духовной, тогда как обратное случалось: эталонный пример такого рода — самарянка, которой Господь никак не помог физически, Он ни от чего её не исцелил, Он её не накормил, и даже не напоил, но Он сумел дать ей нечто несравненно большее, то, что, согласно церковному преданию, позволило этой женщине обрести святость и стать наследницей Царства Христова.
История насыщения множества людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы — одна из тех историй, в которых Спаситель в полной мере проявил Себя как Бог-Творец. Любопытно, что Евангелие от Луки свидетельствует: можно было этого и не делать, как можно было не совершать никакого чуда на свадебному пиру в Кане Галилейской. Здесь люди могли купить себе пищу, могли это сделать и апостолы, собственно, они именно так и собирались поступить: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:16); ну а в случае брака в Кане вино не было жизненной необходимостью, вполне можно было бы обойтись и без него.
Некоторые толкователи из истории насыщения в пустыне делают замечательный вывод, с которым невозможно не согласиться. К примеру, святитель Амвросий Медиоланский, комментируя эту евангельскую историю, написал такие слова: «Поэтому тех, кого Он исцелил от мучительных язв, Он избавил от голода духовной пищей, потому что никто не может получить хлеб Христа прежде своего исцеления, и призванные на трапезу прежде призвания получают исцеление. Если человек был хромым, он получил способность ходить, чтобы прийти на трапезу; если был лишён света в очах, ему было возвращено зрение, потому что без зрения он не может войти в дом Господень».
Святитель Амвросий под «трапезой» понимал ту трапезу, прообразом которой было насыщение людей в пустыне, — литургию и причащение Святых Тела и Крови Господних. Ну а под исцелением в комментарии святителя Амвросия стоит видеть в первую очередь исцеление от духовных ран, нанесённых грехом, ведь именно эти раны исцелял и исцеляет Христос прежде всего, и без такого исцеления невозможно причащение Его Тела и Крови, а потому нам стоит от Христа ждать в первую очередь исцеления не физического, а духовного, ведь такое исцеление способно помочь нам обрести Царство Небесное, тогда как исцеление физическое в этом отношении может оказаться лишённым всякого смысла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов