Герой нашего сегодняшнего рассказа – личность довольно необычная даже среди весьма самобытных и колоритных сибирских купцов, известных своими и богатствами, и причудами, и увлечениями.
Геннадий Васильевич Юдин, уроженец города Тара, купец 2-й гильдии, промышленник и – вот главное – библиофил.
Он родился в 1840-м году, окончил тобольскую гимназию, начал работать поверенным в конторе, которая ведала питейными сборами, и активно занялся самообразованием: изучал языки, много выписывал и читал периодики, увлекался театром.
В 1863 году Юдин открыл собственное коммерческое дело – оптовую винную торговлю. На спиртном, дело, понятно, пошло. И еще купцу дважды привалило нежданное счастье – денежные выигрыши в 75 и 200 тысяч рублей. Далее Юдин приобрел несколько золотых приисков, основал золотопромышленную компанию. И во всех делах Южину исключительно везло.
Но настоящей и единственной страстью Геннадия Васильевича было коллекционирование книг. В его коллекции были редчайшие издания Ломоносова, Радищева, первое издание «Слова о полку Игореве», полмиллиона уникальных документов, относящихся к исследованию Сибири – чего только стоили рукописи Резанова и Шелихова. Юдин выписывал более 100 наименований газет и журналов, собирал дневники, печатные объявления, телеграммы, афиши и даже театральные билеты.
На своей красноярской даче в Таракановке на Афонтовой горе Юдин построил деревянное здание, чтобы книги «дышали», изготовлены специальные стеклянные шкафы. Специальная комната была выделена под библиографический отдел, где стояли каталожные ящики. В этой гигантской частной библиотеке работали специалисты-библиографы.
К 1877 году стоимость библиотеки составила около 3 миллионов рублей. А к концу 1905 года юдинская библиотека состояла более чем из 81 тысячи томов.
Но после смерти сыновей, изрядно подкосившей Геннадия Васильевича, решил библиотеку продать. И продал. Славянскому отделу Библиотеке конгресса Соединенных Штатов. А хотел продать государству, но Николай II на соответствующее прошение наложил резолюцию: «Из-за недостатка средств — отклонить».
Позже Юдин вновь начал собирать книги. Вторая библиотека, к счастью, после революции была национализирована, и сейчас служит неоценимым источником знаний для истории нашей страны.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.