Герой нашего сегодняшнего рассказа – личность довольно необычная даже среди весьма самобытных и колоритных сибирских купцов, известных своими и богатствами, и причудами, и увлечениями.
Геннадий Васильевич Юдин, уроженец города Тара, купец 2-й гильдии, промышленник и – вот главное – библиофил.
Он родился в 1840-м году, окончил тобольскую гимназию, начал работать поверенным в конторе, которая ведала питейными сборами, и активно занялся самообразованием: изучал языки, много выписывал и читал периодики, увлекался театром.
В 1863 году Юдин открыл собственное коммерческое дело – оптовую винную торговлю. На спиртном, дело, понятно, пошло. И еще купцу дважды привалило нежданное счастье – денежные выигрыши в 75 и 200 тысяч рублей. Далее Юдин приобрел несколько золотых приисков, основал золотопромышленную компанию. И во всех делах Южину исключительно везло.
Но настоящей и единственной страстью Геннадия Васильевича было коллекционирование книг. В его коллекции были редчайшие издания Ломоносова, Радищева, первое издание «Слова о полку Игореве», полмиллиона уникальных документов, относящихся к исследованию Сибири – чего только стоили рукописи Резанова и Шелихова. Юдин выписывал более 100 наименований газет и журналов, собирал дневники, печатные объявления, телеграммы, афиши и даже театральные билеты.
На своей красноярской даче в Таракановке на Афонтовой горе Юдин построил деревянное здание, чтобы книги «дышали», изготовлены специальные стеклянные шкафы. Специальная комната была выделена под библиографический отдел, где стояли каталожные ящики. В этой гигантской частной библиотеке работали специалисты-библиографы.
К 1877 году стоимость библиотеки составила около 3 миллионов рублей. А к концу 1905 года юдинская библиотека состояла более чем из 81 тысячи томов.
Но после смерти сыновей, изрядно подкосившей Геннадия Васильевича, решил библиотеку продать. И продал. Славянскому отделу Библиотеке конгресса Соединенных Штатов. А хотел продать государству, но Николай II на соответствующее прошение наложил резолюцию: «Из-за недостатка средств — отклонить».
Позже Юдин вновь начал собирать книги. Вторая библиотека, к счастью, после революции была национализирована, и сейчас служит неоценимым источником знаний для истории нашей страны.
«Музыка и вера»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM