Город Благовещенск. Возможно, вы спросите – с чего бы это в теме «Моя Сибирь» вдруг появляется город, относящийся, скорее, к Дальнему Востоку. Ответ прост. Дальний Восток – это на самом деле тоже Сибирь. Просто для удобства управления в свое время произошло чисто административное разделение, не более того.
Город же Благовещенск стал редчайшим случаем, когда населенный пункт получил название по названию храма. С селами это бывало нередко (посмотрите, сколько на карте Никольских да Рождественных), а вот для города – редкость.
А было так. Первое русское поселение на месте нынешнего Благовещенска – Зейский острог – основал в 1653 году Ерофей Хабаров. Здесь же в скором времени объявилась и первая православная миссия, присланная патриархом Никоном. Но после заключения с Китаем Нерчинского договора русские были вынуждены покинуть левобережье Амура. Аж на 2 века. А через 2 века, в году 1856 сюда на плотах прибыли 60 казаков, которые вновь основали Усть-Зейский, но уже не острог, а военный пост. К сожалению, почти все они погибли в первую же зиму от холода, голода и болезней. А через год сюда прибыл первый амурский священник Александр Сизой, коему и принадлежит честь закладки первого здания будущего города – церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1858 году генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьев подписал Айгуньский договор с Китаем, по коему России отошел весь левобережный Приамурский край. В честь этого генерал-губернато обратился к императору Александру II: «Считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий в настоящую поездку на Амуре высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, заложил 9 мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, то и полагаю приличным дать новому городу наименование “Благовещенск”».
И 5 июля 1858 года последовал императорский указ: «Государь император… по особенной важности месторасположения Усть-Зейской станицы, находящейся при впадении реки Зеи в Амур и названной генерал-губернатором, по случаю закладки в ней 9 мая храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, „ Благовещенской станицей“, в 5 день июля сего года высочайше повелеть соизволил: учредить в этом месте город, назвав его „ Благовещенск “».
Что касается деревянного собора, то он простоял до 20-х годов прошлого века и сгорел. Восстанавливать тогда его, понятно, не стали. А вот в новое время решили построить новый. И освятили его 8 июня 2003 года.
Так что город Благовещенск ныне полностью соответствует своему названию.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема