Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 33-39
В человеческой жизни практически всё подвержено изменениям. Ведь мы живём во времени. Оно (время) когда-то поворачивается к нам светлой стороной, а когда-то предполагает испытания. В задачу же верующего человека входит проявлять мудрость и терпение, с надеждой на Бога проживая как периоды радости, так и этапы скорбей. Этому, среди прочего, учит нас чтение из пятой главы Евангелия от Луки. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом», — пишет ветхозаветный царь Соломон. Его мысль уже во времена завета Нового продолжает апостол Иаков, через своё послание наставляя: «Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы». Оба упомянутых библейских автора призывают нас к мудрости в отношении изменений в жизни. Находясь в условиях непрерывного хода времени, мы ищем точки опоры. И единственным, по-настоящему непоколебимым основанием является исключительно Господь. Или как пишет апостол Павел: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же».
Но человек, повторюсь, принадлежит времени. А потому способен меняться. Как в лучшую сторону, так и в худшую. А ещё человек не имеет права занимать место Бога в смысле эталона, образца, по которому измеряются те или иные вещи. Об этом, в частности, говорит нам прозвучавшее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями очередной дискуссии между Христом и Его оппонентами — знатоками ветхозаветной религии. Законники и учители древнего Израиля выказывают своё возмущение по поводу того, что апостолы не соблюдают пост. Спаситель же вразумляет противников, призывая их к истинной, а не надуманной мудрости.
Во-первых, говоря о посте, фарисеи имели в виду не обязательные с точки зрения закона Моисея дни воздержания, а дополнительные дни, которые иудейские старейшины ввели сами. Поэтому апостолы не нарушали ветхозаветное законодательство. Во-вторых, Спаситель указывает на очень важную вещь. Пост — часть процесса покаяния, время осмысления допущенных ошибок и сожаления о них. Но с приходом Христа период ветхозаветной скорби закончился. Для верующих в Господа Иисуса наступило время радости. Кто-то спросит — почему же тогда посты есть в Православной (новозаветной) Церкви? Они существуют только по одной причине — потому что мы используем свободу воли не в том направлении. А потому периодически нуждаемся в покаянии, переосмыслении жизненного пути и посте как инструменте возвращения к правильным отношениям с Богом.
Но вернёмся к прозвучавшему чтению. Спаситель, защищая учеников, не призывает фарисеев отказаться от привычной им религиозности. Даже в этом случае Христос с уважением относится к духовным принципам окружающих людей. Потому и говорит, что молодое вино не вливают в ветхие мехи. Они просто не способны будут удержать его и лопнут. Вот и законникам Израиля не суждено было до времени понять сути евангельской вести — они не могли вынести пронзительной свободы нового закона Божия. Действительно, в этом отношении верным и печальным утверждением становятся слова Христа: «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше».
Но что же мы? Какие выводы мы можем для себя сделать из прозвучавшего Евангелия? Первое — это то, что не нужно никого судить по себе. Все мы разные и по-разному идём к Богу. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И хорошо, если вообще идём. Второй вывод звучит так. Ни на ком нельзя ставить крест, фиксируя тем самым безнадёжность положения. Мы не знаем будущего. А вот Господь властвует над временем, стремясь сделать так, чтобы хотя бы в последнее мгновение земной жизни заблудший человек обратился бы к истине. И если Сам Бог в отношении нас, мятущихся людей, не теряет надежды, то и нам следует поступать так же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов