Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 25-27
Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 24-25
«Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её», — эти проникновенные слова принадлежат мудрому царю древнего Израиля — Соломону. О крепкой любви, превосходящей все невзгоды мира, говорит нам сегодняшний составной отрывок из девятнадцатой и двадцать первой глав Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.
Глава 19.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Глава 21.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Мы с вами стали свидетелями страшного, но одновременно проникновенного эпизода евангельской истории. Христос Спаситель, уже распятый на Голгофском кресте, готовится проститься с земной жизнью. Но находясь на пороге смерти, Сын Божий собирает последние силы и обращает взор на тех, кто стоит внизу — рядом с основанием креста. Господь Иисус видит перед Собой не только гонителей, которые насмехаются над Его страданиями, но и тех, кто, несмотря на все угрозы, нашёл в себе силы, чтобы принести умирающему Христу прощальный дар любви.
Этими людьми, в первую очередь, стали Пресвятая Дева Мария и единственный не испугавшийся ученик — апостол Иоанн Богослов, сын рыбака Зеведея. Здесь же стояли жены-мироносицы — храбрые женщины, часто сопровождавшие Спасителя во время Его странствий. Никто из сочувствовавших Христу не мог, конечно, освободить Его от страданий. Но это и не было нужно.
При всей своей тяжести и жестокости крестная мука была частью промыслительного плана Божьего. Погружаясь в пучину страданий, Сын Божий тем самым разделял боль всего рода человеческого, но вместе с тем уже готовился начать восхождение к престолу Отца Небесного. И если схождение вплоть до ада происходило в одиночестве, то путь наверх вместе со Христом осуществили те пленники ада, что услышали призыв Спасителя и откликнулись на него.
Но вернёмся к прозвучавшему чтению. Господь Иисус всегда благодарно отвечал и отвечает на проявленную к Нему любовь. Вот и в этот раз уже сквозь кровавую пелену предсмертной агонии, превозмогая боль и жажду, Он проявляет заботу и милосердие. В первую очередь, по отношению к любимой Матери. Богородица не оставляется Спасителем в одиночестве. Её хранителем и наречённым сыном становится по слову Христа Иоанн Богослов.
В этом решении Спасителя мы видим не только земное измерение, но и, в хорошем смысле, мистический акт. В лице Иоанна Богоматери усыновляется весь новый народ Божий — церковное собрание верующих во Христа. При этом Богородица не становится какой-то богиней. Она продолжает быть смиренной, хрупкой Девой. Духовная сила, которая от Богоматери исходит, принадлежит не Ей, а Духу Святому. И забота со стороны апостола Иоанна, в которой Она нуждается, есть указание нам — заботиться о слабых, угнетённых, обделённых.
Тот дар любви, который мы адресуем людям, не исчезает, не канет в лету. Ибо большие воды времени не могут потушить истинной любви, и реки жизни не зальют её. Наш дар обязательно будет благодарно принят Христом. И ответом, исходящим от Бога, станут мир, радость, а также ясное понимание, что жизнь проходит не зря. Потому что когда живёшь не только для себя, но через служение ближним разделяешь со Спасителем Его крест, то веришь и надеешься, что и чудо воскресения тебя обязательно коснётся. А проявленная любовь освободится от плена времени и укоренится в Божественной вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов