Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть множество слов для обозначения тех людей, которых мы считаем чужими по отношению к нам. В некоторых языках, например, в иврите, существует два слова для обозначения различных видов народа: народа израильского и всех прочих. В русском же языке мы для указания на свой собственный народ пользуемся прилагательным, говорим, к примеру, «наш народ», или «русский народ», можем сказать так же и «народ России». Важно же то, что на уровне языка мы с лёгкостью умеем проводить различие между своими и чужими, способны мы также и сказать о различиях между «нами» и «ими». С одной стороны, в этом нет ничего странного, с другой, — всё же странно и удивительно, особенно если вспомнить о том, что Христос объединил в себе все народы, Он уничтожил те стены, которые были воздвигнуты между людьми последствиями греха Адама и Евы. Апостол Павел довольно много места уделял в своих посланиях размышлению об этой стороне Христовой миссии. Один из таких отрывков апостольских посланий звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Он взят из 2-й и 3-й глав Послания к Ефесянам.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
У закрепившегося в еврейском языке разделения людей на два народа были свои предпосылки, о которых мы можем узнать из Ветхого Завета. В определённый момент истории Бог ради спасения человечества от порабощения грехом и смертью решил сформировать особый народ и заключить с ним уникальный Завет. Для этих целей Бог вывел Авраама из его шумерского родного города Ур, различными способами испытывал его и укреплял веру Авраама, в конечном же итоге Бог произвёл от Авраама народ, с которым позднее заключил Свой Завет. Смыслом Завета было сохранение почитания Единого Истинного Бога, что, в свою очередь, было необходимо для прихода в мир Воплощённого Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. Вполне естественно, что на протяжении всей свой долгой и непростой истории еврейский народ существенным образом отличался от всех прочих народов в самом главном: евреи верили в Бога и почитали Его, а все другие народы ничего подобного не делали, они пребывали в языческих заблуждениях.
С пришествием Христа Спасителя ситуация радикальным образом изменилась, ведь Он пришёл не для того, чтобы спасти одних лишь евреев, он пришёл для спасения всех, хотя и вышел Господь из среды потомков Авраама. Отныне нет тех, кто чужой Богу, о чём и написал в своём послании апостол Павел. Ни национальность, ни подданство тому или иному государству, ни какие бы то ни было личные особенности в эпоху Нового Завета не играют особой роли. Да, всё это остаётся, сохраняются и индивидуальные особенности как отдельных христиан, так и Поместных Церквей, но эти особенности должны приводить не к разделению на своих и чужих, а к совместному прославлению Христа Воскресшего.
Один современный проповедник по этому поводу высказал, как кажется, совершенно замечательную мысль. Он сказал, что из простых, идентичных друг другу кирпичей можно выстроить лишь очень незамысловатое здание, к примеру, коровник, но, чтобы выстроить великолепный храм, необходимо использовать самые разные материалы, и даже кирпичи при таком строительстве отличаются друг от друга. Так и строительство мистического Тела Христова, то есть Церкви, требует не унификации, а разнообразия, которое, конечно же, не должно служить причиной разделения, а восходить к единству под руководством «краеугольного камня» — Господа нашего Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Удмуртский приход святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Ижевска
Есть на Земле места, где славят Бога на своем родном языке. В городе Ижевске — это Удмуртский приход святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Поначалу богослужения здесь совершались на русском языке, но со временем, благодаря тому, что в приходе есть свой «богослов», протодиакон Михаил Атаманов, который перевел тексты Священного Писания на свой родной язык, службы стали осуществляться на удмуртском языке. В Никольский храм, расположенный в столице Удмуртии рядом с собором святого благоверного Великого Князя Александра Невского, прихожане собираются отовсюду, и с окрестных сел и из города Ижевска. Они приходят в храм задолго до службы, общаются, делятся своими радостями и печалями, и затем, все вместе, дружно, мирно, радостно, участвуют в совместной молитве. Атмосфера в этом храме необыкновенная, она говорит сама за себя, и не надо понимать слова, чтобы чувствовать, что здесь всех объединяет любовь к Богу и друг к другу.
О том, как в приходе учились петь на удмуртском языке, о том, какие замечательные творческие люди здесь собрались во главе с настоятелем храма протоиереем Павлом Григорьевым, наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Николаев. «Впервые по снегу»
— Мама, посмотри на картину художника Бориса Николаева, она называется «Впервые по снегу»! Узнаёшь? У нас дома в альбоме с фотографиями такая открытка есть!
— Да, верно, Лиза. Получается, что старая карточка с зимним деревенским пейзажем, которая у нас хранится с незапамятных времён — не просто рисунок! Это репродукция настоящего полотна, написанного маслом. Удивительное открытие подарила нам Пензенская картинная галерея!
— Так странно видеть знакомое изображение в увеличенном размере! Я, когда маленькая была, очень любила разглядывать эти деревянные домики, тропинки в глубоком снегу. Придумывала всякие истории про мальчика, который катается на лыжах, хотела с ним познакомиться.
— А моя мама, твоя бабушка Аля, в малыше на переднем плане видела себя в детстве. Говорила, что у неё было такое же красное пальтишко и широкие ватные штаны. Карапуз шагает неловко, руки расставил в стороны, как крылышки, того гляди упадет. Но с ним рядом молодая женщина, она готова в любой момент поймать своё сокровище. Смотрит на ребенка и смеётся, счастливая. Мама уверяла, что героиня похожа на её маму, Капитолину Васильевну.
— Мою прабабушку?
— Да. Фотографий бабы Капы не сохранилось, семейный архив потеряли при переезде. И открытка для мамы была памятью о детстве.
— А на какие годы пришлось её детство?
— Мама родилась в 1954-ом. А когда была написана картина... Здесь где-то должно быть указано, сейчас очки достану...
— Позвольте, я вам подскажу. Борис Александрович Николаев написал свою работу «Впервые по снегу» в 1953 году. Простите, что вмешался, вы говорили о сокровенном. Но всё сказанное вами мне очень близко. Моя мама чуть постарше вашей.
— Значит, и она росла в ту эпоху, что запечатлена на картине.
— Да, в пятидесятых. Борис Николаев собрал на полотне «Впервые по снегу» многие приметы тех лет.
— Какие приметы?
— Например, строительство — оно шло повсеместно, страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. И на картине изображён свежий сруб нового дома на деревенской улице, подъёмный кран на горизонте в окружении высотных домов.
— Строили много, но до комфортной жизни было ещё далеко — вон, женщина на заднем плане воду несёт в вёдрах на коромысле.
— Трудностей хватало.
— А главная героиня картины так улыбается, будто у неё нет никаких проблем.
— Потому что она любуется своим малышом.
— В этой улыбке сокрыто больше, чем радость материнства. Героине по виду лет тридцать, значит, она пережила военное лихолетье. Можно предположить, что женщина трудилась на оборонном заводе или работала медсестрой в госпитале. Она ещё помнит гул немецких бомбардировщиков над головой и душа её ликует, что этот страх остался в прошлом. Что ребенок растёт под мирным небом.
— Эти чувства были знакомы женщинам в Москве и Ленинграде, Саратове и Ярославле.
— И в Пензе тоже, ведь именно здесь Борис Николаев создал своё полотно. Он написал картину «Впервые по снегу» вскоре после окончания художественного училища. Молодой живописец смог передать общее настроение, витавшее в воздухе — радость мирной жизни, надежду на будущее. Потому и выпустили репродукцию картины на открытках тиражом в пятьсот тысяч экземпляров!
Картину Бориса Николаева «Впервые по снегу» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
Дым Отечества. Татьяна Любомирская
На протяжении долгих зимних месяцев, заполненных работой, домашними делами, бытовыми проблемами и прочими поводами для беспокойства, наверно, каждый житель северных регионов мечтает об отпуске в теплых краях. Полежать на пляже в шезлонге, тихо плыть за буйки в бирюзовой морской воде, жить в хорошем отеле, каждый день есть свежие фрукты, в волю отсыпаться... Да мало ли удовольствий сулит нам отдых на морском побережье!
В этом году Господь помог провести отпуск именно так, как я мечтала зимой. Оказавшись после долгого перелёта в жарком субтропическом климате другой страны, увидев пальмы, лазоревую морскую гладь, неподвижную, как озеро, изрезанные вершины гор, я подумала: «Вот он, рай! Как же здесь хорошо! Счастливые люди, которые круглый год живут среди такой красоты!».
Первые несколько дней я наслаждалась отдыхом. Спать, есть вкусную еду, лежать под солнышком, не думать о плохом ‒ вот настоящий отпуск! Даже купание в море было каким-то ленивым. Царил штиль, и можно было плыть, не прилагая усилий. Солёная морская вода сама держала на поверхности. Мне казалось, что я могла бы провести так всю жизнь и быть счастливой.
Но примерно на пятый день однообразное времяпрепровождение начало приедаться, а жаркое солнце раздражать. На шестой я уже без всякой охоты ныряла в море. А на седьмой ‒ мне отчаянно захотелось назад, в Москву, в свою неидеальную, проблемную, но зато мою жизнь.
Вот уж воистину — в гостях хорошо, а дома лучше! Едва самолет приземлился в московском аэропорту, и мы спустились по трапу в промозглую дождливую ночь, я ощутила острый прилив радости. Вот она, моя Родина! Родная речь! Берёзки! Прохладный живительный воздух, который вдыхаешь полной грудью! По сравнению с морскими закатами и восходами всё это выглядит довольно блекло, но для меня нет картины прекраснее.
Про «дым Отечества», «любовь к родному пепелищу» и прочие признания в любви к Родине в русской поэзии сказано немало, и я подписываюсь под каждым влюбленным словом. Однако мое путешествие заставило призадуматься на другую тему. Как же так получается ‒ то, что восхищает нас и кажется совершенством, через какое-то время обладания им теряет свою привлекательность? Куда же уходят чувства радости и восторга, которые мы испытывали по отношению к любимому человеку, красивому городу, интересной работе, захватывающей книге? Ведь эти явления не теряют своих свойств, но нам в какой-то момент они вдруг становятся не милы.
Такова печальная особенность человечества ‒ большинству из нас всегда недостаточно того, что мы имеем. А ведь как было бы прекрасно — вечно жить в эйфории от удивительных даров Господа, правда?
Господь как будто говорит нам: вот, посмотри, как прекрасен морской закат! Послушай шум ветра в берёзовых кронах! Сохрани это ощущение, вспомни о нём в следующий раз, когда будешь стоять на этом же месте, но с другим настроением. И по истечении дня вернись к нему еще раз, подумай о том, сколько благодати было тебе дано, и поблагодари за эти прекрасные дары.
Несомненно, благодарное сердце может сохранить любовь и радость на долгий срок.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение