Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание содержит в себе множество самых разных предписаний, которые затрагивают все сферы жизни человека. Особенно ярко стремление к регламентации прослеживается в книгах Моисея, в частности, в книге Левит, эта книга представляет собой детальный перечень инструкций на все случаи жизни, предполагалось, что ни одна из этих инструкций не должна быть оставлена без внимания. Новый Завет значительно свободнее, в нём мы не найдём строгого и всеобъемлющего перечня дозволенных и недозволенных действий, не найдём мы и каких бы то ни было предписаний относительно ритуальной стороны жизни христианина. У этой свободы Нового Завета есть свои причины: во-первых, книги Ветхого Завета хоть и утратили свою былую актуальность, но никуда не делись, и основные их нравственные положения остаются незыблемыми, во-вторых, Господь Иисус Христос предложил Своим ученикам пересмотреть отношение к закону как таковому, Он учил умению видеть суть закона, которая может ускользнуть, если человек слишком сильно увлечётся исполнением второстепенных библейских предписаний. Эта Христова мысль звучит в Евангелии неоднократно, но полнее всего она выражена, пожалуй, в 22-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.
Глава 22.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Господь Иисус Христос определил смысл закона, его содержание и цель в высшей степени чётко: весь библейский закон имеет своей основой заповедь о любви к Богу и вытекающую из неё заповедь о любви к ближнему. Закон строится на этих заповедях и должен приводить к их исполнению. Соответственно, если в какой-то момент человек забывает об этих двух основных заповедях или же если жизнь по закону не приводит его к умножению любви, значит, в какой-то момент он в чём-то допустил ошибку, и её необходимо исправить.
Неудивительно, что мысль о приоритете закона любви над всеми прочими заповедями Христос высказал в беседе с законниками и фарисеями. С этими людьми произошло то, что происходит с очень многими верующими: они, всем сердцем стремясь ни в чём не нарушить закон, забыли о его сути — о любви к Богу и ближнему. Такое забвение — своего рода ловушка, которая подстерегает любого человека, решившего следовать библейским предписаниям. Наверное, нет ни одного верующего, который бы не сталкивался с теми, кому не повезло угодить в эту ловушку. В качестве примера можно вспомнить не вполне дружелюбных храмовых старушек, которые имеют обыкновение делать строгие замечания тем, кто, по их мнению, ведёт в себя в храме неподобающим образом, или же не так одет, не там стоит и не в то время накладывает на себя крестное знамение. С одной стороны, деятельный энтузиазм этих людей вызван стремлением к благолепию и соблюдению должного храмового порядка, что само по себе бесспорное благо и является проявлением любви к Богу, а также может быть продиктован заботой о человеке, с другой же — отсутствие душевной чуткости, внимательности и такта нивелирует абсолютно все благие устремления и способно навсегда отторгнуть от Церкви того, кто стал объектом такого внимания.
Подобное происходило и с оппонентами Христа. Они искренне заботились об исполнении заповедей, причём всех и без каких бы то ни было исключений, но при этом они забыли, что основой всего должна быть любовь к Богу и вытекающая из неё любовь к людям, любовь не требовательная, а снисходительная, милующая, жертвенная и прощающая, такая, которой возлюбил Бог человека.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов