
Над Московским Кремлём плыл благовест. Низкий, мощный, раскатистый звон отражался от белокаменных стен и был слышен далеко за ними — в посадах, по берегам Москвы-реки. Заслышав его, люди крестились, говорили: «Молиться зовёт наш «Реут». «Реутом» назывался большой колокол на Успенской звоннице. Это имя дал колоколу его создатель — кремлёвский литейщик Андрей Чохов. В шестнадцатом веке не было на Руси мастера искуснее, чем он.
Биографических данных об Андрее Чохове сохранилось до наших дней крайне мало. Даже точная дата рождения его неизвестна. Предположительно будущий царский литейщик появился на свет около 1545 года. Зато историки точно знают, что литейному делу Чохов посвятил не менее шестидесяти лет. Другими словами, на протяжении всей жизни своим талантом и умением Андрей Чохов служил Отечеству. Родиной мастера был город Муром. Беззаботное детство Андрея, по всей вероятности, длилось не долго, поскольку с самых ранних лет он был отдан в обучение на Московский пушечный двор. В 16-17-м веках это был центр русского литейного производства. Здесь отливались пушки для армии и колокола для храмов. Наставником Чохова стал знаменитый в то время мастер-литейщик Кашпир Ганусов — обрусевший литовец отливал колокола для звонницы Ивана Великого. Один из них после разорения Москвы ханом Девлет-Гиреем, был сильно повреждён. Требовалась переливка, однако никто из литейщиков не хотел браться за непростое и долгое дело. Тогда желание изъявил двадцатипятилетний Андрей Чохов, тогда ещё подмастерье. Среди клубов пара, в невыносимой жаре, много месяцев он трудился над колоколом. Ганусов, увидев результат работы своего ученика, хлопнул его одобрительно по плечу. И вскоре после этого назначил мастером Пушечного двора.
Именно своими пушками и прославился Андрей Чохов. В непростую эпоху Смуты русскому войску требовалось новое вооружение. В особенности — артиллерийское. Чохов, говоря современным языком, создал принципиально новое поколение пушек — более мощных и дальнобойных. За свою жизнь он изготовил около 30 орудий. Это невероятное количество, учитывая, что на изготовление одной пушки могло уходить несколько лет. Ведь пушечный мастер в то время был ещё и математиком, и инженером, и конструктором, и металлургом, и даже немного художником. Когда литеец брался за изготовление пушки, он был обязан самостоятельно разработать её конструкцию, выполнить все необходимые расчёты, сделать глиняную форму для будущего орудия, приготовить необходимый сплав. Пушки Чохова были не только мощным оружием, но и настоящим произведением искусства. Достаточно взглянуть на пушку, отлитую Андреем в 1590-м году, — осадную пищаль под названием «Лев». Ствол длиною более пяти метров украшал тонкий узор и искусно выполненная трёхмерная фигура лежащего льва. Пушка охраняла Псков — стояла напротив Великих городских ворот. Она сохранилась до наших дней — сегодня её можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.
Андрей Чохов был ещё и выдающимся изобретателем своего времени. Он придумал 100-ствольное орудие, которое стало прообразом современного пулемёта. Но главным творением литейных дел мастера Андрея Чохова, которое увековечило его имя на сотни лет, стала Царь-пушка. Мастер отлил её в честь сына Ивана Грозного, царевича Фёдора Иоанновича. После отливки Царь-пушку на Красную площадь везли двести лошадей на специальных катках из толстых брёвен. Это зрелище видели персидские послы, и докладывали своему шаху, что у московитов есть грозное и столь великое орудие, что в нём легко можно поместиться человеку. Сегодня Царь-пушка, как и много веков назад, по-прежнему стоит на своём месте в Московском Кремле. А с колокольни Успенского собора всё так же созывает людей на молитву в храм колокол «Реут» — живой свидетель удивительного мастерства литейщика Андрея Чохова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер