
Светлана Бакулина
Прошлой осенью решила я поехать потрудиться на подворье монастыря. Я там уже бывала и нравилась мне эта обитель. У меня накопилось много вопросов о жизни в церкви и хотелось поскорее задать их какому-то батюшке. И я начала присматриваться к священникам этого подворья.
Определиться к кому бы я могла подойти за советом и на исповедь я не смогла, зато сразу обратила внимание на одного иеромонаха, к которому идти точно не хотела. Высокий, могучий, весь в себе... Его взгляд мне казался таким суровым и пронзительным, что при встрече, я старалась отворачиваться или смотреть куда-то в пол.
Среди прихожан про этого батюшку давно уже ходили легенды. Что он приехал откуда-то из Сибири, где жил отшельником в лесах, даже рассказывали, что он однажды встретил медведя в тайге и поборол его. В общем, казался он всем человеком необычным, приехавшим не из города, а прямиком из леса.
«Какой смысл идти к нему за духовным советом? — рассуждала я — Он и людей то наверное лет 10 не видел, а тут я со своими городскими вопросами и проблемами. Лучше постараюсь не привлекать к себе внимание, чтобы не разговаривать вовсе.»
Но уже на следующий день произошла первая интересная ситуация. В трапезной на обед давали яйца и суп. Я взяла яйцо, разбила его об стол и с радостью принялась есть.
«Кто же так бьёт яйца?» — услышала я мягкий и даже ласковый голос из-за спины. «На, возьми, так удобнее будет» — продолжал голос. Я обернулась и увидела, того самого таежного монаха. Он протягивал мне ложку. Улыбнулся и пошёл дальше...
На следующий день я ела суп. Остатки сладки! Я доедала, наклонила на себя тарелку, чтобы удобнее было дочерпать суп.
«А тарелку лучше наклонить от себя, чтобы не пролить» — прозвучал тот же заботливый голос. Я улыбнулась, а про себя подумала: «А батюшка-то, оказывается, не такой уж дремучий, и как вести себя за столом знает.»
Пару дней спустя меня попросили помочь прибраться в помещении будущего музея. В поисках швабры и ведра я постучала в дверь одного из кабинетов.
«Аминь! Входите!» — послышалось изнутри.
Я зашла и увидела того самого священника. Он увлеченно разглядывал какую-то карту. Потом стал рассказывать мне подробно что на ней изображено, в каком году и как построили первые здания монастыря, какие исторические деятели здесь бывали сотни лет назад. Так перед уборкой, я узнала не только интересные факты из истории обители, но и то, что этот иеромонах очень хорошо разбирается в истории и архитектуре.
Еще через несколько дней я оказалась одна на клиросе, точнее, около него. Я там не пела. Я лишь подпевала хору. Мне нравилось церковное пение, но я не знала с чего начать его изучение. А тут все разъехались. Я одна стою.
Ко мне подходит всё тот же батюшка и говорит: «Сегодня ты поешь. А я тебе помогу».
Ну, думаю, этот батюшка из леса совсем чудной... Что я ему там спою? Я даже структуру службы знаю лишь в общих чертах. Но он благословил. И я взялась. Отец Евгений — так звали лесного батюшку — объяснил мне общий принцип Богослужения и рассказал с чего нужно начинать. Так я начала изучать церковный устав.
Дни моего трудничества тогда завершились. А я уже знала, что буду приезжать в монастырь снова и снова. К отцу Евгению
Священник, которого я для себя сначала отвергла, которого считала дремучим, оказался прекрасно образованным, интеллектуалом. Именно он тогда дал ответы на все вопросы, с которыми я приехала в монастырь. И еще я получила урок из главы «не суди».
Я судила человека по суровому взгляду, ничего не зная о его судьбе. В какой-то момент я всё-таки решилась и спросила: «Батюшка, это правда, что вы медведя видели?» «Если только, когда был зрителем на представлении в цирке.» — ответил отец Евгений, улыбнувшись все той же доброй ласковой улыбкой. И его взгляд уже не казался мне суровым.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема