Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 1-20
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Нередко ради достижения своих целей люди готовы на многое. Обычно все решения сводятся к тому, чтобы как можно меньше повредить себе и своим интересам. Но как же нужно решать проблемы на самом деле? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 5-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 5.
1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Сегодняшнее чтение начинается с истории о том, как Христос, прибывший в Гадаринскую страну, встречает на берегу бесноватого человека, который живёт на кладбище и совершенно лишён всякого нормального общения. Соплеменники пытались его связывать, чтобы хоть как-то контролировать, но в итоге у них ничего не вышло, и он был совершенно ими отвергнут. Он был проблемой, которую люди пытались решить своими человеческими методами. Когда же они не смогли ничего сделать, они просто выгнали его из города, из-за чего он был вынужден скитаться в безлюдных местах.
Со своей стороны, Спаситель начинает общение с ним с чистого листа. Он видит в нём не проблему, Он видит в нём образ Божий, который нужно спасти и очистить. Речь и действия бесноватого двоятся. Евангелист пишет о нём как о человеке, который кланяется Христу, и как о человеке, который одержим бесы. Ведь именно они просят Спасителя отпустить их в свиней, именно с ними Он разговаривает.
Итак, проблема бесноватого была решена Христом совершенно просто. Человек, которого связывали, пытались смирять и в итоге изгнали, стал здоровым и мог спокойно вернуться к соплеменникам. Но вот эти люди сами приходят ко Христу. Они видят исцелённого, однако им не интересуются. Им важнее свиньи, которые были их имуществом, и погибли. Именно поэтому пришедшие упрашивают Спасителя покинуть их город.
Что же мы видим в сегодняшней истории? Мы видим людей, которые пытаются справиться с проблемами, но делают это так, чтобы их комфорта решение не коснулось. И видим Христа, который не просто решает проблему любым способом, но возвращает бесноватого человека к нормальной жизни. Стремясь решать проблемы, которые возникают на нашем пути, мы тоже часто стоим перед выбором, какими методами действовать — простыми и приносящими выгоду в том или ином смысле или духовными, хотя и требующими жертвенности, но зато по-настоящему действенными. И если мы хотим быть учениками Христа, мы не должны бояться решать проблемы, пусть и трудным, но праведным, евангельским путём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов