Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 24-34
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Думаю, каждый замечал, как требовательны мы бываем к другим и какие поблажки даём себе. Это кажется чем-то совершенно естественным, но вот правильно ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 4.
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Многие по опыту знают, что человек, становясь религиозным, одновременно с этим может стать требовательным и щепетильным. Не проходит и нескольких месяцев и то, что не было раньше очевидным для него самого, вдруг должно стать очевидным для всех. Как вы этого не понимаете, говорит он, недавно и сам не понимавший того же самого? Подобное поведение нередко раздражает окружающих, они становятся нетерпимыми к новообращённому христианину, отстаивая то, что сегодня принято называть личным пространством, в которое начинают навязчиво вторгаться с нравоучениями. И вот уже смотришь, отношения охладевают, а то и прекращаются вовсе. И у каждого ведь своя правда. Один не хочет, чтобы ему навязывали то, чего он не испытывал, чему не доверяет, а другой настолько воодушевлён, что не может молчать. Ведь передачу своего опыта веры и нравственной жизни он воспринимает как дело любви и спасения.
Отрывок, который мы сегодня услышали, идёт в Евангелии сразу после притчи о сеятеле. Когда он вышел сеять семена попали на дорогу, и в камни, и в заросли терновника, и в плодородную почву. Идея этой притчи очень проста и заключается она в том, что люди могут быть по-разному восприимчивы к слову о Боге. Их души могут быть в совершенно разных состояниях, так что в одном случае, когда почва твёрдая, семя прорасти не может, а в другом даёт обильные плоды.
Собственно, религиозное обращение — это ситуация, которую можно было бы сравнить с тем, что семя дало росток, начало развиваться. Растения бывают разные, но ни одно не даёт плод сразу, у всякого свой срок развития. Рассказав ученикам о том, что люди могут быть разного духовного устроения, Спаситель подчёркивает, что они должны быть очень внимательны к сказанному, ведь какой мерой они начнут мерять других, такой их самих будет мерить Господь. Он даже говорит, что к этой мере будет прибавлено, видимо, и в строгости, и в милости. И если моё сердце откликнулось на зов, и семя, которое посеял Бог, проросло, это не значит, что я должен требовать того же от другого, ведь у него своя мера. Может быть, почва моей души только кажется мне плодородной, а на самом деле она полна камней или сорняков и плодов не будет ещё долго, а я уже требую плодов от других.
Человек обратившийся к Богу из страха или поисков выгоды, часто превращается в формалиста, который сам ничего толком не достигает и отравляет жизнь всем вокруг. Тот же, кто действительно прислушивается ко Христу, проникается Его взглядом на людей. Он понимает, что их можно и нужно призывать к праведной жизни, но плоды от этих призывов появятся только тогда, когда человек осознает, что вера и правильный религиозный взгляд на мир формируется постепенно, как будто в душе растёт дерево или цветок, поначалу незаметные, но несомненно способные принести Богу прекрасные плоды.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов