
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди богословских дисциплин, которые преподают в духовных учебных заведениях, есть такой предмет — гомилетика, это наука о проповеди. Она включает в себе несколько разделов, большинство из которых пересекается или же совпадает с разделами риторики, но есть и уникальные элементы, они касаются содержательной стороны проповеди. Акцент на содержании вполне понятен: церковный амвон даёт возможность священнослужителю делиться с прихожанами самыми разными мыслями, и есть соблазн начать говорить не о том, что существенно необходимо для дела спасения во Христе, а о том, что волнует самого проповедника в конкретный момент времени. Гомилетика ставит ограничения для таких проповедников и очерчивает круг возможных тем. У гомилетики есть свои основания поступать таким образом, эти основания мы находим в том числе и во 2-й главе Первого послании апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Как и в любую другую эпоху, во время жизни апостола Павла было множество интересных злободневных тем для обсуждения: государства вели войны, цены на товары не всегда были стабильны, случались эпидемии, катастрофы, вводились различные новые законы, менялись правители, происходило все то, что происходит всегда и везде. Люди жили среди этого бушующего житейского моря, и, конечно же, они не могли не реагировать на то, что их касалось самым непосредственным образом. Апостол Павел прекрасно знал о всем происходящем, но при этом в его посланиях довольно непросто найти приметы времени, если они там и появляются, то по крайней необходимости, и Павел никогда не заострял на них своего внимания. Причина проста: он не считал себя призванным к тому, чтобы говорить и писать на эти темы, Бог его призвал к другому — к проповеди Христа Воскресшего, и, шире, к проповеди сокровенной премудрости Божией. Именно так апостол Павел выразил своё призвание в Первом послании к Коринфянам, при этом он противопоставил премудрость Божию мудрости века сего и «властей века сего преходящего».
Между премудростью Божией и мудростью века сего есть существенное отличие: первая относится к вечности, и не может утратить своей актуальности, вторая касается лишь земной жизни человека и сильно зависит от изменчивой общественной повестки. Конечно, никакой человек не может быть в полной мере свободен от обстоятельств собственной жизни, стремление к такому освобождению —утопия, вопрос же заключается в том, в какой степени внешние обстоятельства определяют человека. Апостола Павла они не определяли, он служил Христу, а потому все то, что с ним случалось, он воспринимал как ниспосланное от Бога и заострял своё внимание лишь на существенно важном — на том, что ожидает человека в вечности. К тому же самому он призывал и адресатов своих посланий, он неустанно напоминал им, что Бог ведёт человека к вечной славе, и что приуготовленное Богом превосходит своим великолепием все то, что человек способен себе вообразить, но чтобы войти в общение с Богом и унаследовать уготованное нам, необходимо жить особенным образом, ум человека должен быть в первую очередь устремлён к познанию Бога, а не к познанию вещей временных и тленных.
Настроить себя таким образом очень непросто, потому что внешний мир крайне требователен, он жаждет, чтобы мы были им поглощены, чтобы мы жили его повесткой и ни о чем ином не думали. В большинстве случаев именно так и происходит: люди проживают всю свою жизнь в исключительно сиюминутных интересах, а если и вспоминают о Боге, то лишь как о том, кто может помочь в решении проблем земной жизни. Апостол Павел призывал относиться к Богу иначе, и быть устремлёнными в вечность. Хочется надеяться, что призыв апостола будет нами услышан, и мы унаследуем уготованную любящим Бога вечную славу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер