Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 20-27. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 20-27

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В чём причина того, что мы осуждаем окружающих людей и как этого избежать? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;

25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Представьте себе ситуацию. Я сотрудник некоей компании. Рабочий день. Захожу в помещение офиса и вижу, как в мои коллеги, собравшись в кружок, что-то бурно обсуждают. Слух улавливает, что кто-то произносит моё имя. При виде меня все внезапно замолкают и расходятся по своим рабочим местам. Какая первая мысль приходит мне в голову? Скорее всего, я сразу подумаю: меня обсуждают. Я испытываю неловкость и сразу начинаю гадать, в чём причина. Может, я с кем-то поссорился, и он настраивает окружающих против меня? Вспоминаю, кто ко мне испытывает неприязнь. Чем больше я думаю, тем больше во мне растёт подозрение, тревога и беспокойство. Короче говоря, я понял, против меня заговор. Моя голова довольно убедительно объясняет мне его причины и последствия. Она подсказывает мне, кто из моих коллег какую роль в нём играет. Теперь всё мне ясно и понятно. Этот процесс в той или иной степени знаком каждому из нас из личного опыта.

Вот примерно в том же ключе можно прочитать только что прозвучавший отрывок. Родные Иисуса не могут понять, как может человек, у которого устроен быт, есть ремесло, стабильный заработок, оставить всё и стать странствующим проповедником, так что и голову Ему негде преклонить. Более того, Своими словами и действиями Христос настраивает против Себя элиту иудейского общества, что весьма опасно. Ну и, наконец, Он собрал вокруг Себя весьма странную компанию: рыбаки, сборщик налогов, фанатичный националист, блудницы, нищие и убогие. Всё это заставляет родственников Христа искать какое-то объяснение Его странным поступкам. Диагноз ставят легко: Он вышел из Себя, повредился умом.

По схожей модели действуют и книжники. Человек претендует на звание Мессии, но Его образ не очень-то походит на образ выдающегося политического лидера. У него нет армии, нет союзников среди сильных мира сего, нет финансовой поддержки. Но Он творит чудеса. Как всё это объяснить? Всё просто — Он служитель Веельзевула, то есть сатаны.

В обоих случаях действия Христа непонятны окружающим. Они видят в них какой-то подвох. Каждый пытается объяснить происходящее по-своему. Однако ориентируются все они на свой личный духовный опыт. И, по сути, те диагнозы, которые они ставят Спасителю, — это приговор их собственному духовному состоянию. Как мы знаем, все они в итоге жестоко обманулись. Не разглядели Бога в своей жизни.

Нередко мы также страдаем этой болезнью. Житейская логика подсказывает нам, что окружающие норовят нас обмануть, предать, использовать. Почему так происходит? Потому что у нас был горький опыт. Мы встретили на своем пути злого человека, которому доверились, а он сделал нам больно. Но нередко получается так, что именно через призму одной подлости, мы начинаем воспринимать и все другие ситуации. Наши отношения с окружающими становятся напряжёнными. Постепенно мы сами становимся злыми и причиняем боль другим. Христос очень хорошо говорит по этому поводу в Евангелии: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

Как же прервать этот порочный круг? Господь даёт простую заповедь: «не судите». То есть не давайте окончательную оценку человеку. Наш современник преподобный Паисий Святогорец советует, как именно научиться это делать. Во всякой ситуации необходимо стараться включать добрый помысел. Мысли говорят тебе: эти люди замышляют что-то против тебя. Не верь этим голосам. В действительности это лишь мой больной эгоизм нашёптывает мне, что коллеги по работе осуждали меня, когда я вошёл в офис. На самом деле, они советовались, какой подарок мне подарить по случаю моего повышения в должности. И так во всём. Думай о человеке лучше, помолись за него и препоручи ситуацию Богу. Он управляет нашей жизнью. Вот это и есть прямое исполнение Евангелия. Если будем так поступать, Господь всегда устроит нашу жизнь, отведёт от нас зло. Но самое главное, однажды заметим, что мир вокруг стал намного чище, дружелюбнее и светлее, потому что светлее стало в нашем сердце.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!